Александровск-Сахалинский
1890 год. Лишь около тридцати лет назад в стране появилась первая железная дорога, связавшая Петербург и Москву. До начала работ по постройке Транссибирской магистрали, которая свяжет одними рельсами Владивосток с Москвой, Петербургом, а потом и с Парижем, остается еще несколько лет. Единственным способом попасть в Сибирь и на Дальний Восток по материку остаются реки и конные упряжи, передвигающиеся по расхлябанным дорогам от одного яма к другому. Несмотря на развитие городов в Сибири, всё, что находится к востоку от Урала, для большинства россиян продолжает оставаться загадочным краем, а для некоторых – и местом ссылки. Но самой страшной, далекой и «безвозвратной» каторгой в это время становится Сахалин. Освоение острова началось совсем недавно, основным населением продолжают оставаться местные племена гиляков и айнов.
Дабы составить представление о России своего времени, уже известный к тому моменту писатель А. П. Чехов, отправляется через всю страну на далекий остров. Путь этот занимает несколько месяцев и очень пагубно в дальнейшем сказывается на здоровье писателя. Конечным пунктом его экспедиции является Александровский Острог на западном побережье острова – первый российский город на Сахалине.
***
На острове вообще немало связано с именем Чехова, есть даже город Чехов. Но именно в Александровске сильнее всего чувствуешь всю тяжесть тех чувств, которые пережил писатель, оказавшись здесь. В музее писателя можно найти все – от саквояжа и плаща писателя, записок, сделанных во время пребывания в остроге, до кандалов и копий построек, где жили арестанты. Почти полтора часа длится экскурсия, но не стоит жалеть этого времени – очень многое проясняется после нее у тех редких путешественников, что добираются сейчас до этого города. Чаще здесь можно встретить японцев, китайцев и корейцев, нежели наших соотечественников, но о том, кого сейчас больше интересует история России – иностранцев или ее нынешних жителей, совсем другая история.
Выхожу из музея и ловлю себя на мысли, что
Читать дальше >>в какой-то мере занимаюсь тем же, чем и писатель более века назад: стараюсь запечатлеть в записках и фотографиях свою страну в том времени, в котором живу.
Конец июля. Александровск пропитан пылью и запахом клевера. Розовые цветы повсюду, смешивают свой запах с дыханием моря и криками чаек. Город, где на несколько метров во время прилива поднимается вода, преграждая путь к маяку, а в момент отлива обнажает отпечатки раковин в прибрежных скалах. Далеко в море уходит пирс, по которому бегают дети. Близится закат, иногда дразня солнцем сквозь перистые облака над проливом. На волнах, по пояс в воде и раскинув руки, держится девочка. А на горизонте, если смотреть вдаль над ее головой, виднеются три скалы. Торчат из воды треугольниками, встав друг за другом. «Три брата» - символ Александровска-Сахалинского.
Дотемна гуляем с Жанной и Андреем, знакомыми моего «сетевого» друга, который в свое время останавливался у них. Отправляемся поближе к «Трем братьям» - на юг от города, где на побережье местные жители любят отдыхать с кострами, шашлыками и напитками. Каждый вечер из-за трех скал на горизонте появляются огоньки неизвестного корабля. Он слишком далеко, чтобы различить звуки, и мы смотрим вдаль поверх прибрежных волн на безмолвные яркие точки.
***
На следующий день, во время отлива, с другом Жанны и Андрея по оголившимся камням южного берега добираюсь до тоннеля, отделяющего Александровск от маяка в бухте Дуэ. Этот тоннель длиной всего в несколько десятков метров построен трудом сотен каторжников без каких-либо механических средств. Благодаря ему появилось сообщение между Александровском и поселком Дуэ, разделенными скалистым мысом, отвесно уходящим в море.
Существует местная легенда о трагической судьбе офицера, проектировавшего этот тоннель. Работы по прокладке велись с обеих сторон, и наступил день, когда бригады должны были встретиться в середине скалы. По всем расчетам этот момент должен был вот-вот настать, но рабочие с каждым ударом молотков лишь откалывали новые куски породы. И никаких намеков на шум с другой стороны. Проектировщик, в этот день лично присутствовавший в тоннеле, все больше впадал в уныние: «Неужели тоннели разошлись?..» Наконец, рабочие в бессилии отложили молотки. Офицер – уже в который раз – ощупал холодную стену и, бессильно опустив руки, отошел назад. Через минуту раздался выстрел. Проектировщик упал, покончив с собой. А монолитная стена от звука выстрела треснула, и из щели потянуло сквозняком. Для того чтобы тоннели соединились, рабочие не успели сделать всего несколько ударов…
***
Впервые в жизни вижу настоящий маяк. Этот не очень высок, но стоит на высоком берегу, поэтому виден издалека. А еще это первый и самый старый маяк Сахалина. Жанна говорила, на этом берегу самая красивая галька на острове, и я полностью с этим соглашаюсь. Действительно, таких необычных камешков мне пока не доводилось встречать ни на Сахалине, ни на берегах других морей. Кажется, мой рюкзак немного потяжелеет. Зато, какие это оригинальные подарки – камешки с далекого берега Сахалина! (улыбка)
Покидаю город на автобусе. Впереди поезд, идущий вдоль побережья, и, страшно подумать, самолет, который унесет меня с острова! Я еще ни разу за двадцать с лишним лет своей жизни не летал на самолете!.. А автостопная часть путешествия по Сахалину, к сожалению, закончена. Остаются фотографии, впечатления. Остается галька, остаются сувениры из Японии, купленные у местных «челноков». Что ж, встретимся на материке (улыбка).