Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Тем, кто знает меня как путешественника не первый день, известно, насколько я люблю путешествовать по республике Коми. Настоящий северный таежный край, при этом так близко расположен от центра России. Зимой сюда за морозами и красотой, а вот летом?
Просто летом я эту республику еще ни разу не видел. А ведь летний север ничуть не менее красив, чем зимний. На самом деле, продлить свое путешествие по Архангельской области в Коми мне предложил друг из Инты. "Приезжай, - говорит, - поедем на УАЗике по горным дорогам к Приполярному Уралу". Сложно было отказаться

Западная часть Коми, вероятно, самая дремучая в республике. Как оказалось, это с юга на север и ближе к Уралу протянулась по этому краю газо-нефтяная магистраль. жизни. Там и Ухта - нефтяная столица Коми, и Усинск - газовая, а в тундре - еще севернее - и вовсе коптят небо одинокие факелы с попутным газом. Всего этого я навидался, когда ездил в Нарьян-Мар несколько лет назад.
Запад Коми застыл где-то в конце 80-х. Единственной отраслью индустрии с тех пор здесь был и остается лес и все, что с ним связано. Многочисленные вырубки, делянки, лесовозные дороги... и тотальное запустение. Говорят, правда, где-то здесь залегают алмазы, но за них пока никто не взялся.
В этот лесопромышленный медвежий угол республики - города Кослан и Усогорск - идет тупиковая ветка железной дороги от магистрали Москва - Воркута. Несколько лет назад поезда на этой ветке считались одними из самых медленных в России.
Стартовав всего несколько часов назад с теплого архангельского севера, возле Кослана я десантировался, будто очутившись в настоящей осени. Это потом я узнаю, что лета в этом году в Коми не было вообще. Но шокировал не только холод, хотя, выйдя из машины, первым делом пришлось основательно утеплиться. Где-то там на Русском севере осталась и та вальяжная северная душевность, которой я так восторгался последнюю неделю.
Окрестности Кослана - огромная заброшенная промзона. Ужин этим вечером - больше не пикник на опушке леса, а короткая операция в укрытии за остатками бетонного забора. Меньше всего в этом пустынном месте почему-то хочется встречаться с кем-то из людей. Поэтому снова горелка, тушенка, хлеб и... комары. Кажется, второй раз за поездку накомарник оказался жизненно необходим.
А потом, выходя на пустынную дорогу к станции, вдруг понимаешь, что ты больше не фотограф-путешественник, радующийся цветам и чистым небесам - из тебя вдруг сделали сталкера, и до темноты тебе нужно пройти через всю эту зону. По сторонам лишь зияющие дырами бетонные заборы, огромные цеха, трубы, здания, заброшенные остановки, куда когда-то приезжали труженики. Все это - гигантских размеров заброшенный комплекс по обработке леса. И где-то в нескольких километрах впереди станция. Мне туда. Людей нет; даже собак, привычных в таких местах, не слышно. Солнце зашло, и холодные сумерки наступают на пятки...
Читать далее >>