Ухта - ИраёльУхта - нефтяная столица Коми. Сфотографировав стелу-памятник на въезде и пополнив запасы провизии, медлить мы не стали и вновь подняли руки над трассой.
Здесь нам стало неожиданно вести на автомобили марки "Волга" - следующими нашими было целых три штуки подряд. На первой мы добрались до Сосногогорска, на второй миновали его объездную, а на третьей... Третьей уже пришлось подождать. Раньше дорога здесь кончалась, и следующий участок Ухта - Ираёль, длиной 73 км был известен далеко за пределами республики как "Коми-трофи". Зимой извилистый серпантин через лес, а летом жутчайшие хляби и буераки среди наполненной комарами тайги. Однако этот путь был единственным... Водители, живущие севернее и не страдающие излишним авантюризмом, ставили свои машины на железнодорожную платформу в Сосногорске, и через несколько дней поезд доставлял их "коня" в нужный город. Летом также можно было сплавиться на пароме.
В последние три года ведется строительство федеральной трассы от Ухты до Печоры, и на этот раз мы, наверное, стали первыми стопщиками, проехавшими по новой дороге. Сейчас полностью отсыпана грунтовка до Ираёля, первые километры уже асфальтированы (март 2013). Поскольку трасса находится в статусе строящейся, с наступлением тепла ее закрывают, постепенно докладывая асфальт на новые участки. Мы успели как раз вовремя - до закрытия (с 1 апреля) осталась всего пара дней.
***
Так мы делаем, чтобы водитель видел только один рюкзак и не боялся такого количества вещей ))Мы вышли на позицию за Сосногорском. Пустая трасса, уходящая в лес. Солнце скрылось за лесом, и в закатном свете особенно вычурно смотрятся гигантские технократичные сооружения какого-то нефтяного комплекса - последнего ополота цивилизации перед началом тайги. Но хотя бы тепло. Градуса три мороза. На индустриальный пейзаж за деревьями мы любовались около получаса, стоя на совершенно пустой трассе и не будучи уверенными ни в чем. Но до ночи еще далеко, а двигаться вперед очень хочется. Тут мы и дождались свою третью "Волгу".
Читать дальше (много и интересно) >>Между Сосногорском и Ираёлем находится единственный достаточно крупный населенный пункт, порождающий трафик в данном районе - вахтовый поселок Малая Пера. Туда двигалась и наша машина. Мы сошли на повороте в данный населенный пункт в кромешной тьме. Здесь несколько фур, и расчищает дорогу трактор. Кругом так темно, что, стоит машине погасить фары, она тут же растворяется в этом глобальном ничто. Нет никаких отблесков, которые могли бы отражаться от ее кузова. А нам еще и голосовать как-то нужно... Постучались, было, в грузовики, но все либо идут на юг, либо ждут утра. Проезжавшие в обратную сторону несколько раз спрашивали у нас дорогу до Ухты, и мы охотно консултировали по новой трассе - мы-то знали, куда ехать.
Малая Пера - поселок вахтовый, с пропускной системой, поэтому на ночевку можно рассчитывать только в крайнем случае. Остается только стопить и ехать. Пришлось даже вспомнить уже давно не использовавшийся ночной стоп с вращением фонариком. Так прошло около часа, Наташа в своей не слишком зимней экипировке уже подмерзла, и единственным нашим желанием стало добраться к ночи хотя бы до Ираёля, железнодорожной станции километрах в тридцати отсюда, чтобы провести ночь на вокзале.
Разумеется, мы уехали. Последним водителем, который довез нас до конечного пункта этого дня, стал ехавший из Ухты в Усть-Цильму водитель Михаил. Мы рассказали ему о нашем желании доехать автостопом до Воркуты, на что он только и ответил "Одно скажу: меня Мишей зовут..." Дальше ехали молча (улыбка).
Дорога в Усть-Цильму сейчас, кстати, в связи со строительством новой трассы также упростилась. Туда я ездил во время своего самого первого путешествия в Коми, и долгое время это место было у меня самой труднодоступной точкой на карте из тех, где я побывал. Теперь добраться на автомобиле до этого самобытного поселения в Коми-республике зимой не составляет никакого труда, а летом трудности могут быть только на участке за Ижмой и рекой Печорой, где и в 2013-м году иногда не обойтись без трактора.
***
К десяти часам вечера мы прибыли на вокзал станции Ираёль. Шесть лет назад я попал в это место ночным поездом (тогда я путешествовал со знакомой девушкой-журналисткой, и в Усть-Цильму мы поехали собирать фольклор для статьи). Ночевка здесь произвела на меня неизгладимое впечатление - это было одно из самых глухих мест, где мне доводилось бывать. Тогда мы отправились из Ираёля по единственной существующей дороге в уже упомянутую Усть-Цильму, а оттуда развернулись домой. Сейчас Ираёль стал лишь пунктом на пути к Крайнему Северу, и переночевали на вокзале мы очень даже вольготно, отгородив стульями целый спальный закуток в крохотном зале ожидания.
Таким образом, за первый день мы успели пройти около 420 км автостопом по все более глухим дорогам, продвигаясь на север, проехали два крупных города республики Коми - Сосногорск и Ухту. Выяснили, что на север строится новая трасса до Печоры (и этот путь УЖЕ есть на Яндекс.Картах народных).