Покинув в воскресенье днем фестиваль в Петяярви, я уже на выходе из леса, застопил машину в северном направлении. Не люблю ходить пешком (улыбка). Снова заезжать в Питер - этот большой город, который так контрастировал с волшебным лесом, где проходил фестиваль, - желания не возникло. Наоборот, поскорее захотелось в "полную лесами и озерами" Карелию. Хотелось также и прокатиться по трассе "Петербург - Сортавала".
Многим доводилось ездить в направлении "Питер - Петрозаводск - Мурманск". Как ни крути - основная артерия, соединяющая северо-запад страны с центром. А вот по западному побережью Ладоги, через Карельский перешеек, ездят не многие, хотя трасса, судя по карте, там не меньше. Да и не делать же крюк в направлении Сортавалы через "Петрик"!
В общем, трасса оказалась большим сюрпризом. Надо еще отметить, что незадолго до выезда я где-то по радио услышал, что "проведена серьезная реконструкция этого пути", и теперь он едва ли не основной путь в Финляндию. Видимо, я что-то напутал…
Читать далее >>***
Трасса "Питер - Сортавала" проходит по очень живописной местности. Дорога проложена среди множества маленьких озер, и, глядя на карту, кажется, будто ее вели буквально по воде. Виды мне понравились! Однако о реконструкции новость была несколько… преждевременна. Я не ехал из самого Питера, но севернее Приозерска (кстати, название произносится только через Е, а не через Ё) дорога является очень… аутентичной (улыбка). Во-первых, она очень холмистая. Местность здесь вообще очень неровная, что приятно для глаз, но тяжело для автомобилей (и некоторых желудков). Во-вторых, дорога узкая, никак не похожа на "гейт в Финляндию". И, в-третьих, почти четверть пути - это жутчайшая пыльная грунтовка!.. Не ожидал я увидеть такого рядом с Северной столицей.
Из Приозерска до самой Сортавалы мне остановилась междугородняя маршрутка. Водитель сразу понял, что я автостопщик, и лишних вопросов об оплате не задавал (улыбка). Впрочем, и другие здесь, кажется, не всегда платят наличными. По дороге мы подхватили двух каких-то узбеков, которые на выходе вручили водителю подарок - "золотой" браслет-цепь (видимо, ценой в пару долларов на китайском рынке). Выходцев из стран Азии здесь по рассказам местных много, но только в деревнях - в городах не приживаются.
В Куликово у всех пассажиров проверили документы. Прямо на остановке дежурит пограничник. Непривычно. Вот уж где паспорт надо всегда носить с собой. Ладно, жителям Москвы - не привыкать (улыбка). А потом началась та самая грунтовка. Даже на Сахалине не встречал ничего подобного! Под колесами протянули настоящую многокилометровую стиральную доску! И медленно ехать нельзя, и быстро невозможно. Покрытие - белый глинозем, высушенный солнцем, так, что, либо ты едешь первым, либо ты едешь в белом тумане с плотно закрытыми окнами. Голосовать вообще категорически противопоказанно (улыбка). Благо, все грунтовые участки достаточно глухие, и высадиться там маловероятно.
Заехали в Лахденпохью - совсем не большой населенный пункт на заливе Ладоги. Еще одна особенность провинциального междугороднего автобуса: несмотря на то, что он выехал из самой северной столицы, пассажирку довез буквально к дому в маленьком далеком городке. Мне же довелось посмотреть на крохотный исторический центр. В бывших финских городках действительно свой уют и колорит.
Вся дорога для пассажира из Петербурга до Сортавалы (около 300 км) занимает чуть более трех с половиной часов. Стоит это испытание, кажется, 800 рублей. И, конечно, нелегкий труд для водителя и его автомобиля - ездить здесь постоянно. Большинство дальнобоев, кстати, предпочитают вместо 300 км проехать 600 через Петрозаводск, если им нужно в эти края.
Кстати, поезд идет почти восемь часов! И в очередной раз становится понятно, что такой автотранзит, несмотря на жуткие дороги, востребован. Только я в который раз продолжаю удивляться наличию такой альтернативы ЖД. Для меня ведь многие годы как: если есть дорога, значит, есть автостоп. А если цивильно, то поездом или самолетом. Автобусы и маршрутки же - тот редкий вид транспорта, который… тоже иногда подвозит (улыбка). Особенно дико удивляет, когда ехать не 300 км, а тысячу с лишним. Помню, когда я попал в Элисту (столица Калмыкии, 1240 км от Москвы), то долго удивлялся, что поезд Элиста - Москва давно отменили. Неужели все в Москву летают самолетами?.. Оказалось, все сутки напролет ездят в столицу на автобусах. А в Москве работает очень много калмыков… Отвлекся. Одним словом, для многих "цивилов" поезд, оказывается, далеко не самая удобная альтернатива.
Тем временем, я уже почти достиг Сортавалы. Остается отметить, что трассу "Петербург - Сортвала", все-таки, делают. С нуля. Проезжая, можно иногда увидеть строящиеся участки. Будет она ровной, широкой и… наверное, скучной. А также платной - все по европейским стандартам. Подождать осталось до 2017 года. Дороги в России, таки, делают.