Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Красновишерск
Несколько слов нельзя не сказать о городе.
Я давно не делаю этого специально, но, кажется, мне уже суждено пройти по всем местам, которые описывает в своих книгах Варлам Шаламов. К сожалению, ему довелось побывать в них не по своей воле…
Его «Колымские рассказы» вдохновили меня на путешествие в Якутию и Магадан. Само собой, я был на его родине в Вологде. А теперь Вишера – так называется целый его роман. Здесь тоже прошла часть его «заключенной» жизни. Здесь писателю стал знаком не раз упоминаемый в книгах Эдуард Берзин, с которым Шаламову еще довелось встретиться на Колыме. А я теперь из описываемых Шаламовым мест не был только на Соловках…
Недалеко от въезда в Красновишерск в память о В. Шаламове (и других заключенных) установлен знак. Сам город вырос сначала из металлургического завода, но, главным образом, как лагерное поселение «Вишералаг» при строительстве целлюлозно-бумажного комбината. Им как раз и руководил Э. Берзин им в конце 20-х годов, командированный сюда с Соловков. …Получается, что Шаламов и Берзин по разные стороны колючей проволоки прошли с «запада» на «восток» одним и тем же путем. Однако по иронии судьбы Варламу Тихоновичу было суждено пройти все муки ада, а Берзин сам был расстрелян в 1938… Страшные были времена.
***
Красновишерск сегодня – это пятиэтажки и частные дома, это несколько детских садов и школ, не во всех из которых даже преподают программу одиннадцати классов. Это один из тех городов, где после развала экономики каждому самому пришлось выживать. ЦБК, переживший даже распад Союза, разорился несколько лет назад. Единственным положительным эффектом от этого стало прекращение колоссального загрязнения сказочной природы Вишерского края. Однако люди… Половина населения занимается заготовкой леса. Кто-то из более предприимчивых пытается организовывать отдых среди местных природных красот, кто-то печет хлеб и торгует в магазинах. Если открыть Википедию, положение в городе предстает совсем плачевным.
Водитель, провозивший меня через город, признается: «Работаю, да, даже в выходные. Не могу, если не работаю, начинаю пить…» И мне всегда хочется верить, что такое положение дел лишь исключение из правил, что все не так плохо. И я буду верить, не могу иначе жить…