Новый Уренгой
В России помимо столицы официальной и столицы культурной есть немало городов, имеющих в умах многих жителей страны похожий статус с оговоркой, столицей чего, собственно, тот или иной город является. Вот, допустим, Иркутск – столица Байкала. Почему «столица»? До Байкала 80 км, даже климат в Иркутске от байкальского отличается. Старый сибирский город, есть, что посмотреть, но… если Байкал, то Иркутск. Просто потому, что абсолютное большинство желающих побывать на главном озере России прибывают сюда, транспортные пути хорошо налажены. Или Екатеринбург… Еще одна столица – Урала. В Екатеринбурге не видно гор, в том же Миассе, Магнитогорске, даже в Салехарде Уральские горы видно лучше. В Екатеринбурге не добывают уральские самоцветы. Но если турист-неофит едет на Урал (не в горы, а в город), то непременно в его «столицу». Здесь можно порассуждать, каким ограниченным складывается представление о том или ином регионе страны у человека, путешествующего лишь по крупные ее городам (а если говорить об иностранцах, то таков подход абсолютного их большинства). Однако рассуждение я затеял по другому поводу.
Дело в том, что сейчас, оказывается, мы попали в еще одну «столицу» страны, на этот раз газовую. Есть в России небольшие вроде города, о которых многие слышали, но если деятельность человека никак не связана с тем, чем славен тот или иной город, сказать он о нем может немногое. Припомнит название, в лучшем случае, найдет на карте. Так и Новый Уренгой – город где-то далеко на севере, где-то там добывают газ. По большому счету, все. Жители Урала, окрестных областей и республик расскажут чуть больше – в силу географического положения на «свой» местный север их выбирается больше, чем из других концов страны. Но что там на самом деле, все равно представляется смутно.
Официально «столицей газа» Новый Уренгой никто не называл.
Читать далее >>Так сложилось. Просто, нигде, наверное, деятельность стольких людей, съехавшихся из разных концов страны, ближнего и дальнего зарубежья (вспоминаем турков), не связана с топливной промышленностью. Конечно, газ не добывают посреди города. Здесь живут те, кто всем этим управляет, распределяет, обслуживает. Причем, должностей «офисных», не меньше (если не больше), чем рабочих. Столица… И, все же, стоит отъехать ближе к окраине города, как начинается одна огромная промзона: станции, комбинаты – все связано с газом. Вообще, образование Новый Уренгой, оказывается, не только небольшой город и конечная станция железной дороги, что ведет сюда из Тюмени. Весь путь от города до станции Коротчаево (около 70 км) – тоже большая промзона, и это тоже Новый Уренгой. Кстати, ходит шутка, почему город стоит вдали и от больших рек (Коротчаево находится на реке Пур), и ветка железной дороги сюда идет из того же Коротчаево, словно в далекий тупик. Говорят, геологи шли, шли, и не дошли, лень стало, «тут будем лагерь ставить», а потом и до города лагерь дорос. Шутки шутками, но некоторое влияние на город такое не очень выгодное положение сейчас заметно: например, как ни покажется странным, в Новом Уренгое более дорогой Интернет, чем в соседнем Коротчаево и Пуровске. Отсутствует целый пласт работ и отдыха, связанных с рекой – некоторые жители ездят из Нового Уренгоя в Коротчаево работать в порт.
Но еще Новый Уренгой – это и город с суровым северным климатом в лесотундре, куда люди приезжают работать, даже если остаются жить. Строят комфортабельные дома с большими комнатами, как это принято в нефте-газовых городах; строят развлекательные и торговые центры. Строят все то, где будет комфортно проводить свободное от работы время в тепле и уюте, потому что окружающая природа ни того, ни другого большую часть года предоставить не может. Новый Уренгой из тех городов, которые вырастали на пустом месте среди болот и лесов (если называть этим словом лесотундровое редколесье) по причинам экономическим и сырьевым. Здесь не сходились торговые пути, не ставились казаками остроги, как то было в Салехарде. Интересно в этом плане то, что целые группы жилых домов в Новом Уренгое построены бригадами из разных регионов и республик бывшего СССР. Местные жители даже могут рассказать, чьи застройки наиболее комфортабельны, в каких теплее всего зимой, а в каких нет.