Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Чум – Лабытнанги
Многим, интересующимся советской историей, известен проект трансполярной железной дороги от низовьев Оби до Енисея –так называемые 501-я и 503-я стройки сталинских времен. Но, несмотря на то, что никель из Норильска и поныне возят по морю, а из Салехарда в остальные города ЯНАО можно добраться только по зимникам или по воздуху, часть этой дороги не только сохранилась, но и действует. Вслед за Сейдой идет станция Чум, где и начиналось ответвление рельсового полотна от воркутинской магистрали на восток: через полярный Урал до Оби. И именно этот участок протяженностью чуть менее 200 км и является по сей день действующим путем, которым с «Большой земли» можно достичь Салехарда. Сам город находится на другом берегу реки, но зимой Обь преодолима по ледовой переправе, а летом на пароме. Благодаря этой дороге, столица ЯНАО не такой уж «город-остров», как тот же Нарьян-Мар.
Оттого, что дорогу на восток тянули здесь еще репрессированные заключенные в 30-х годах 20-го века, вплоть до начала века 21-го путь от Сейды до Лабытнанги (город, конечная станция у берегов Оби) занимал почти 12 часов, а рельсы даже на беглый взгляд из окон поезда выглядели не очень-то прямыми. На Google maps можно посмотреть фотографии, сделанные кем-то в пути: даже страшно, наверное, было ехать по такой дороге. В последние десять лет ситуация немного поменялась. Как выясняется, полуостров Ямал сейчас является чуть ли не основным газоносным районом России (да, этот кусочек нашей территории, видимо, создает значительную часть ВВП), поэтому от Лабытнанги на север уже давно прокладываются новые железнодорожные пути – исключительно к газовым месторождениям. Как оказывается, чуть ли не рекордсменом по прокладке новых железных дорог в стране тоже является этот небольшой полуостровок на краю Земли. Например, именно там в последние несколько лет сооружался крупнейший в мире заполярный железнодорожный мост. Но об этом мало кто знает… Кусок же бывшей 501-й стройки до некоторой степени был реконструирован для доставки грузов и людей в осваиваемый газоносный регион. Теперь поезд эти 200 км идет лишь… около 8 часов.