Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
..8 апреля..
Возвращение в весну
Мы покинули Воркуту в субботу, 8 апреля, на поезде Воркута - Москва. Искать дополнительных приключений и возвращаться по остаткам зимников, равно как и выходить с поезда на трассу в Ухте, откуда можно уехать на юг автостопом круглый год, мы не стали. В конце концов, двое суток в общем вагоне Воркута-Москва - само по себе приключение (улыбка).
Наше совместное путешествие с Наташей составило ровно две недели, начавшись в Кирове, пройдя через города Лальск и Лузу в Кировской области, Сыктывкар, Ухту, Печору, Инту и Воркуту в Коми. Я был в дороге 20 дней, перед этим побывав в Казани, а также в городе Уржуме и селе Шурма Кировской области, где, наконец, узнал, как появилась моя фамилия.
Напоследок виды прекрасной тундры из окна поезда .
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
..6 апреля..
Воркута
Воркута славна своими метелями... Город, расположенный среди тундры, где круглый год властвуют ветра, и до июня не тает снег (а сугробы могут не растаять и до следующего сезона). Даже при нас всего за один апрельский день в городе прошло сразу несколько сильных снегопадов, сменяющихся солнцем.
Центр города состоит из основательных зданий середины 20-го века, но немало и деревянных домов. Примечателен ДК Шахтеров - центральный дом культуры Воркуты. В последнее время здесь регулярно гастролируют различные театры и артисты из других городов России. Уникальной особенностью можно считать внешний вид практически всех зданий в городе: при том, что внутри них обычно нормальный ремонт и уютная обстановка, фасады категорически не реставрируются, что создает впечатление, будто домам гораздо больше лет, чем на самом деле. Есть однако и немало брошенных домов прямо в центре города.
Читать и смотреть далее >>С первого визита мне запомнились уникальные панно на местных пятиэтажках. За прошедшие годы к ним добавились рекламные плакаты и баннеры. Основным предприятием, занимающимся добычей угля в Воркуте, сейчас является "СеверСталь", и в городе встречается немало присутственной рекламы этого концерна.
Вместо песка дороги в Воркуте зимой посыпают угольной крошкой, в результате чего угольную пыль можно встретить и в совершенно неожиданных местах - например, на своем подоконнике за окном. Летом эту же крошку с дорог убирают другие специальные машины.
В целом, благодаря частым ветрам и большому количеству снега, Воркута кажется довольно уютным и светлым городом. Никакой брутальности, связанной с суровым прошлым и тяжелым трудом в условиях Заполярья, я не почувствовал - даже наоборот, захотелось привезти каких-нибудь сувениров и сохранить это легкое предвосхищение заполярной весны, с которым вдруг становится грустно расставаться, когда город уже пора покидать. Купил магнит с изображением морошки, местного пива и оленины (улыбка).
Площадь в Воркуте
***
Нам повезло остановиться в Воркуте у шахтера с многолетним стажем, а также бывалого велосипедиста-путешественника Юрия. На его счету велопутешествие из Воркуты в Москву (часть пути вдоль полотна железной дороги), по центральной России и Сибири. Благодаря ему нам довелось побывать в музее угольной промышленности в центральном офисе "СеверСтали".
Внутри пропускной режим, но в музее, на самом деле, есть, что посмотреть. Пожалуй, знакомство с угольной промышленностью и посещение этого музея я могу считать главным событием этого визита в Воркуту. Жаль, не удалось побывать в самой шахте. Однако, можно, например, узнать, что:
- потребителями воркутинского угля является почти вся Европа, в том числе, Франция, Англия и Германия - самые большие бассейны угля в России в Эвенкии, Тыве и Якутии, в десятки и сотни раз превышающие ныне разрабатываемые - как устроена шахта и как происходит современная добыча угля - и, наконец, в музее я узнал простую истину, о которой почему-то все эти годы не задумывался: оказывается, при том, что главным топливом ХХI века является газ и продукты нефти, вся металлургия продолжает работать на угле. Потому наш северный уголь по-прежнему нужен и во Франции, и в Германии, и в Рязани, и в Туле, и других городах, где, кажется, уже почти все перешли на более экологичное топливо.
Фоторепортаж из Воркуты
Здание в центре города
Церковь в Воркуте
Северные дома
Психоделичная стена панельног дома в Воркуте
В Воркуте сугоробы до четвертого этажа... )
Воркутинский дом
В Воркуте очень много снега и сугробов, которые, подчас не успевают растаять за все короткое северное лето
Навеяло снежка из Хладокомбината
А здесь, между прочим, неплохая столовая )
А еще в Воркуте на крышах можно встретить оленя
Воркута - город метелей. А на дворе апрель...
Конечно! Где же еще встретить контейнер из Барбадоса! Конечно, в Воркуте!
Собираю "добрые" вывески в городах. Зоомагазин в Воркуте
Привокзальная площадь Воркуты. Встречают и провожают пассажиров не только настоящий мужчина с маленькой девочкой, но и тонюсенькие северные березки
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Трасса Инта - Воркута (начало апреля 2013)
Зимник на Воркуту начинается из улицы, проходящей через поселок Верхняя Инта мимо вокзала до переезда, где прямо будет дорога на Воркуту, налево через переезд - дорога в саму Инту. Заправки только в городе.
Дорога идет вдоль реки, постепенно отходит от ЖД. Первые 50 км более неровные, чем дорога, что пойдет дальше. Дальнейшее движение на северо-восток идет практически по прямой. С какого-то момента вдоль этой технической трассы пойдут "газпромовские" столбы ЛЭП фирменного красного цвета. Ближе к реке Усе трасса выходит к железной дороге, переправа в нескольких сотнях метров от железнодорожного моста.
В районе поселка Абезь почти сразу после переправы зимник пересекает ЖД и дальше идет по левой ее стороне. После нескольких извилистых поворотов дорога идет на отдалении нескольких км от ЖД практически параллельно ей. На пути вахтовый поселок, где при въезде и на выезде проверяют документы на грузовые машины.
Читать далее >>Спустя некоторое время поворот на вахтовый поселок Сивомаскинский направо, зимник налево. Дорога значительно улучшается и продолжается вплоть до начала череды холмов. Самый крутой третий, самый затяжной четвертый. Пройти дальнейший путь на автотранспорте на этот раз не удалось. По словам водителей, в морозное время дорога прекрасна и преодолеваема даже на Жигулях. Мы опоздали всего на два дня, и оттепель с метелью за это время сделали зимник полностью непроходимым.
--дальнейшая часть дороги по наблюдениям из поезда--
Трасса рядом с трубой идет на север параллельно ЖД, из поезда видны многочисленные участки строительства. Уже в тундре, ближе к поселку Хановей дорога под мостом переходит на правую сторону рельс и постепенно уходит от них в сторону. До Воркуты остается около 20 км. По словам водителей последние 60 км зимника сравнимы по качеству с асфальтом.
--информация не проверена--
Вдоль трубы дорога идет до самого Карского моря (трубопровод с месторождения до Байдарацкой губы идет под водой), поэтому в теории можно добраться до самого побережья. Территория находится в ведомстве Газпрома, поэтому для непосредственного досижения побережья необходим пропуск. Где зимник входит в Воркуту, осталось неизвестным. Попробуем узнать в следующий раз.
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Утро началось рано, но оно стоило всего пройденного за последние дни пути. В половине восьмого я проснулся, а через пять минут в кабину уже вернулся Руслан. Снегопад остался во вчера, и утро встретило ярким солнцем и легким морозом.
В восемь утра мы начали штурм. Мы почему-то искренне верили, что утро окажется "мудренее вечера". Но гора так не думала, и несколько раз мы повторили трюк "спусти МАЗ с горки кузовом вперед". Страшный по началу, потом стал даже захватывать. Однако результат неизменно оставался прежним - мы оказывались у подножия. Следующие два МАЗа даже не пытались увязаться за нами. Наконец, мы отчаялись, и все это представление уже требовало какой-то развязки. Водитель решил оставить МАЗ внизу, и если, сможет подняться хотя бы еще одна машина, ехать в Воркуту на двух, а за остальными вернуться позже. Такое здесь бывает...
И вторая машина взобралась. Все-таки, самый большой груз был именно в нашей машине, и остальным было проще. Но, воодушевленная чужой удачей, пошла и третья. Такого разгона, который взял ее водитель, хватило бы, чтобы разогнаться до сотни километров, и она сделала это. Поднялась почти до вершины... Не хватило лишь нескольких метров. Когда она пошла вниз, нам стало страшно. Происшедшее дальше стало нелепым, но очень логичным завершением подобных маневров - водитель сползающей машины прилагал все усилия, чтобы выровнять свой МАЗ, и, учитывая скорость, сделал очень многое, чтобы все остались живы. Но, приблизившись к нам, стоящим внизу, все же, не смог не задеть краем кузова нашу кабину.
Такая получилась абсолютно нелепая миниавария: в нашем МАЗе помялась кабина, разбились стекла, а мы, сидевшие внутри, успели отпрыгнуть на противоположную сторону. Позже, уже на вершине, в кармане пуховика я нашел несколько осколков безопасного стекла. Не считая машин, единственным пострадавшим среди нас стал мой планшет. Каким-то образом его стекло разбилось, хотя он лежал в рюкзаке, безопасно развернутый к мягкой стенке...
***
Читать и смотреть далее >>Судьба машин, оставшихся внизу, оказалась предрешена. Мы с Наташей, взяв вещи, поднялись на вершину пешком и вновь поразились высоте. Чуть позже из-за горизонта, словно команда воинов, провернувших тяжелую операцию, появилась четверка водителей.
Мы погрузились по трое в два поднявшихся МАЗа и отправились в путь уже с одной лишь целью - добраться целыми до города. Но этому не суждено было случиться. Ночной снегопад сделал свое дело: зимник замело окончательно, и спустя еще километров 20 мы добрались до участка, где расчистки не было вообще, а дорога шла, кажется, по таким рытвинам, что даже снежный покров не мог скрыть их неровностей. Мы на первом самом проходимом МАЗе поехали пробивать колею, но одолели лишь метров тридцать... Около часа откапывались, проехали еще с десяток метров, и снова "сели". К этому моменту у нас практически закончилась вода и еда, припасенная, максимум, на сутки, а в машинах почти кончилась солярка. Ожидать других попутных машин смысла не было, так как не было дороги. Рядом дежурила вахтовка газовиков - "Урал", но даже они не решились идти дальше или хотя бы помочь протащить нас.
Робкие следы колеи - это то, что осталось от зимника
Водители МАЗов приняли тяжелое решение: разворачиваться и возвращаться к брошенным машинам, чтобы сливать ведрами солярку и заправлять машины, которые еще на ходу. Все они вместе предложили нам пересесть на вахтовку и уехать на ближайшую станцию. И это было предложением, от которого нельзя и не было смысла отказываться...
В этот момент я вспомнил, как читал отчет о летнем путешествии Nobody с БП Клаба по трассе вдоль БАМа, когда небольшую, но интересную часть пути им из-за отсутствия автомобильной дороги пришлось преодолеть на поезде. Помню, как она сожалела об этих непройденных километрах... Не думал, что сам окажусь в подобной ситуации, и буду столь же сильно сожалеть. А вышло именно так. Последние сто км зимника остались непройденными.
Конец дороги
***
Вахтовка, куда мы загрузились, вскоре отправилась в свой вахтовый поселок. Уже засветло мы проехали тем же путем и спустились со всех гор, которые так сложно было взять накануне. Высота их действительно такова, что становится ясно - дорога вдоль "трубы", прежде всего, техническая, и, строго говоря, никто не задумывался при прокладке, что по ней будут регулярно ездить обычные машины. Чтобы единоразово проложить трубопрово, тягачам и кранам-то на огромных колесах там проехать не сложно.
Впервые довелось побывать в вахтовом поселке. Здесь вполне можно жить и даже работать (улыбка). Нас накормили обедом, а позже на том же вахтовом УРАЛе отвезли на станцию Сивая маска Северной Железной дороги.
Чье-то постоянное место жительства с трубой и тарелкой. Поселок Сивая маска
Вокзал в этом поселке оказался хоть и действующим, но по сути еще более унылым, чем в Сыне. Он еще и закрылся в половине пятого вечера! Мы покинули эту недружелюбную станцию на рабочем поезде час спустя, проведя время в здании обслуживания путей - единственном теплом месте в этом холодном царстве. В общем вагоне поезда Наташа сразу провалилась в сон, а мне до самой Воркуты лишь осталось вглядываться в сумерки над раскинувшейся тундрой и выискивать среди продолжающейся метели следы нерпройденного зимника.
Преодолев около 150 км по зимнику, и еще сотню с небольшим на поезде, спустя сутки и восемь часов после старта из Инты, мы прибыли в Воркуту.
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Полярный круг остался позади, но и здесь температура, таки, вышла в плюс. День, что мы провели в Инте, оказался богат на апрельское солнце, а следующий - тот, когда мы решили покинуть город, - гонит нас на север противным мелким дождем. Но Воркута уже так близко...
Мы покидаем вписку и возвращаемся за переезд. Энтузиазм Наташи в отношении зимних странствий, кажется, уже поугас, и мне приходится поддерживать боевой дух на двоих . Глядя на растекающийся ручьями зимник, получается с трудом. Я взял телефоны у тех водителей, что довезли нас до Инты и позвонил им утром: на двух легковушках зимник они прошли за 10 часов, но кое-где им уже приходилось "откапываться".
***
С полудня до трех часов дня на Воркуту прошла только одна машина - джип с... краснодарскими номерами! К сожалению, он был полон, и взять нас возможности не имел. У Наташи все сильнее желание отправиться на вокзал Инты и закончить путешествие, сев в поезд на юг, я же готов продолжить одиночное странствие уже хотя бы для достижения поставленной цели. В итоге, спустя три часа, нам улыбается удача: в Воркуту двигаются сразу четыре МАЗа! Что ж, на юг еще рано: мы помещаемся в кабину к водителю Руслану, и путь начинается.
Все зимние дороги, что были в этом путешествии, были лишь демо-версией того, что началось сейчас. Наташе и вовсе все это впервой, но и мне мне по таким зимникам на самой грани весны, кажется, еще не приходилось ездить. Первые 50 км показались адом. Все та же техническая дорога вдоль трубы, но снег уже провален, к тому же, начинается новая метель. Едем 20 км/ч, с пробуксовками, МАЗы преодолевают полсотни километров почти четыре часа.
Дальше дорога улучшается и становится более похожей на нормальный ЗИМНИЙ зимник (прошу прощения за каламбур). Холодает, дождь окончательно сменяется плотной метелью. Несмотря на такую погоду, ехать становится легче, и вот первая сотня километров пути позади. Уже в темноте мы минуем по льду великую северную реку Усу рядом с одноименной станцией ЖД. Водитель одной из машин, что останавливались нам в процессе стопа около Инты, предлагал нас довезти досюда, но мы отказались, подумав, что не так это далеко, и лучше ждать прямых машин на Воркуту. Теперь стало понятно, что и 100 км здесь - серьезное расстояние...
Дальше только ночь и тьма. Мерный рев мотора, почти сошедшие на нет разговоры. Из темноты периодически появляются остовы тяжелых машин в свете фар, редкие освещенные постройки газовиков. При проезде через один поселок у водителей спросили документы на въезде, а потом и на выезде. Дорога здесь тоже достаточно качественная, хоть и не отмечена ни на одной карте.
Такими неспешными темпами мы доехали до полуночи. И вот здесь начались горы... Гряда из нескольких высоких холмов, прямо по которым газовики провели свою трубу. С подобными высотами мне пару раз доводилось сталкиваться на зимниках, но взбирались мы на них на легковых автомобилях и в хорошую погоду. Сейчас же метель и груз, отягчающий наш МАЗ, делают свое дело. Мы минуем два холма и встаем, не в силах взобраться на третий. Поднялась только первая, самая легкая машина, да и протектор, по словам водителя, у того МАЗа самый лучший. Второй МАЗ развернуло на склоне, и он юзом скатился вниз. Штурмуем вершину и мы, и также скатываемся юзом, разворачиваемся на 90 градусов и кузовом заезжаем в сугроб. Происходящее нравится мне все меньше. Я уже бывал в авариях, и настаиваю на том, чтобы дождаться, пока МАЗ поднимется в гору, уже наверху. Водитель также предлагает не рисковать. В конце концов, вместе с Наташей мы ретируемся из кабины и идем на вершину пешком, а водитель остается ожидать бульдозер.
Читать далее >>Когда сидишь в кабине, не можешь толком оценить кривизну подъема. С холма смотреть вниз страшно... Здесь можно подняться на автомобиле?! На помощь нашим стоящим внизу МАЗам мимо нас скатывается с горы трактор-чистильщик, но смотреть на него тоже страшно - он почти летит вниз, и чудом не сносит ни один из грузовиков. С другой стороны ложбины, наконец, приезжает бульдозер, и общими усилиями накатывая склон, они, наконец, помогают подняться всем нашим машинам. На часах три часа ночи, все устали и на нервах, а до Воркуты еще больше половины пути...
После пережитого водители хотят лишь спать, но подстегиваемые азартом преодолеть последний, самый сложный подъем, проезжают еще несколько километров. Когда мы подъехали к новой горе, она сначала даже не показалась такой крутой, как предыдущая... но оказалась более затяжной. Вновь поднялась только первая машина. Вторыми были мы, но съехали задом вниз. Находиться в кабине грузовика, которого тянет вниз юзом, то еще удовольствие... Спасибо водителю, управляющемуся с махиной и успешно ведущей ее к подножию.
После нескольких попыток мы отказались от идеи достигнуть вершины, минимум, до утра. Руслан ушел ночевать в другую машину, а мы разместились в его МАЗе. После пережитого нужен хотя бы недолгий сон...
В итоге, за этот день мы прошли едва чуть более сотни километров, но эту часть пути можно считать поистине самой сложной за все путешествие. Возможно, на легковых было бы быстрее, но в пути стало ясно, что по такой трассе - "благодаря" снегопаду и оттепели - для них путь в Воркуту до следующего сезона уже закрыт...
Дома в Инте и окрестностях из местного достаточно грубого на вид, но крепкого кирпича приятных оттенков. А между кирпичами толстый-толстый слой цемента
Огромный ДК, оставшийся в наследство от советского времени
Дома конца 50-х - начала 60-х годов. Некоторые брошены, в некоторых живут люди. Все дома украшены выкладками из кирпичей
"Взгляд из прошлого"
Деревянные дома на окраине прекрасны в своей простоте
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Инта
Город был образован в 1942 году сначала как поселок, а в 1954-м стал городом. После проведения на месте нынешней Инты геологоразведки было принято решение о сооружении двух угольных шахт среди болот и лесотундры в нескольких километрах к западу от Северной Железной Дороги. Дорог не было, и первый путь к будущим шахтам представлял собой клети из бревен, которые порой тонули в болоте вместе с проезжающими по ним лошадьми. Механизированной силы на первых порах тоже не было. После начала добычи не хватало электрических мощностей, и первые тонны угля также поднимались из глубины лошадиной тягой. Вес груза порой превосходил вес лошади, и последние садились на задние ноги, под грузом пятясь назад...
***
Инта оказалась сложенной совсем не из бараков, встретивших нас на въезде с юга. Город состоит из пристанционного поселка Верхняя Инта, поселка Южный в приблизительно 7 км от станции и 4 км от города, и непосредственно города Инта.
Мы остановились у человека с Хоспитэлити в поселке Южный. Несколько кирпичных пятиэтажек, не функционирующее грандизозное для такого поселка здание ДК "Октябрь", новая небольшая церковь. Очень уютно выглядящие двухэтажные дома конца 50-х годов: некоторые заселены, другие доживают свой век, глядя на прохожих покосившимися проемами окон.
Инта находится в отдалении от ЖД и представляет собой довольно тихий город, а в Южном, кажется, поселилось само спокойствие. Я как нигде до этого отчетливо вспомнил в Южном свой Свердловский - поселок, где вырос, и который в этом году покинул. Такое же спокойствие. И еще на удивление идентичная планировка в домах: мы остановились в однокомнатной квартире пятиэтажки, где и в подъезде, и в жилых помещениях все точно также, как в моем доме детства.
Сама Инта разительным образом отличается от городов юга республики Коми. Строилась она в начале периода "великих строек", в первые годы после войны. Окраины состоят из очень душевных (Наташа уже стала ругать меня за это слово, но иного здесь не подберешь ) деревянных домов. Несмотря на то, что дома эти многосемейные, по замыслу архитекторов фасады и крыши почти каждого из них очень красиво декорированы. Чувствуется, что делали их не как временные бараки, но с любовью и мастерством.
Читать далее >>Выразительны также практически все кирпичные здания в городе. В Инте раньше функционировал свой кирпичный завод, выпускающий кирпич интересных теплых оттенков, и большая часть домов выстроена из него. И кажется, нигде я не видел такого толстого слоя цемента, которым бы эти кирпичи скрепляли. Здесь так в любой кирпичной постройке (улыбка). Также почти на всех фасадах этих зданий можно наблюдать мозаичную объемную кладку из все того же кирпича. Если приглядеться, то здания из интинского кирпича можно встретить и в других городах и поселках по Северной ЖД. Квартиры в Инте и в поселках отличаются удивительной дешевизной, поэтому, если вам негде жить, и вы любите север, можно купить здесь "однушку" по цене полугодовой аренды такой же однушки в Москве.
Главной достопримечательностью города является... водонапорная башня. Она представляет собой подобие башни московского Кремля и была выстроена здесь в 1953-55-х годах заключенным архитектором АртуромТамвелиусом, политзаключенным из Швеции. В настоящий момент не действует, находится в квартале от центральной улицы, а также на гербе города.
В городе достаточно обширный краеведческий музей с отдельной экспозицией предприятия "Инта-уголь", рассказывающей о начале добычи угля в регионе. Имеется центр народного творчества (с самой позитивной вариацией герба республики Коми из дерева). В Инте есть своя пешеходная улица (им. Горького). Недорогая кафе-столовая ("Барракуда", на ул. Горького).
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Трасса Печора - Инта
По состоянию на март 2013-го года трасса представляет собой зимник, начинающийся из привокзальной улицы в Печоре, идущий до станции Сыня (около 60 км), а затем выходящий на новую дорогу вдоль строящегося газопровода. Зимник качественный и накатанный, проходит через низкорослые леса, местами узкий и извилистый, без перепадов высот.
После выезда на техническую дорогу, которая здесь представляет собой качественную отсыпку, налево будет Инта, направо - карьер, из которого берут песок для отсыпки этой самой дороги. Дальнейшая дорога вплоть до Инты представляет собой хорошую грунтовку с эпизодическими съездами на укатанный снег, где насыпь еще не доделали. По пути многочисленные объекты, связанные с "трубой".
Дорога имеет ответвления на Косью и Кожим (оба справа от дороги). Ранее дорога до Инты из Кожима шла вдоль реки с одноименным названием, вливаясь в так называемую "Тумановскую дорогу" - эти дороги сейчас есть на Яндекс.Картах народных). Газопровод позволил значительно сократить старый путь.
На всем протяжении трасса от Печоры до Инты идет по правую сторону от железной дороги.
Приходит трасса к поселку Верхняя Инта, проходит мимо вокзала Инта и вдоль путей перетекает в зимник на Воркуту. Дорога "прямо" возле интинского переезда будет нужным зимником, а дорога за переезд налево будет путем в Инту-город. Заправки только в городе. До Воркуты заправок больше не будет.
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Проснулись мы оттого, что нашу дверь открыли снаружи работники вокзала. Кажется, их единственными их представителями здесь являются уборщица и смотритель станции. Оба на факт нашего присутствия в закрытом помещении прореагировали молчанием, а мы на факт их появления долго смеялись в спальниках (улыбка).
Этим утром, в отличие от Ираёля, где все удобства на улице, удалось умыться и побриться, а у смотрителя вновь запастись кипятком. На трассу выехали на башкирском "Урале", причем вывезти нас на трассу водитель предложил сам, завидев людей с рюкзаками. Еще полчаса на самосвале, и мы вновь на позиции возле Компрессорной станции, которую покинули вечером.
Следующие полтора часа мы провели, глядя на то, как люди работают. Тормозить машины почти не пытались, только тех, кто похож на транзитных проезжающих. Днем видны не только фары (улыбка).
Через полтора часа (такое время, наверное, здесь можно считать удачей, сопутствовавшей нам ранее, но с поправкой на реалии зимника) нам остановились две легковушки. И, о, чудо! - ребята перегоняют их из Кирова в Воркуту! Мы загрузились в одну из них, и дальнейший путь превратился в созерцание вырубленных просек, строящихся участков дороги, стоящих трубоукладчиков, и, конечно, прекрасной лесотундры.
Спустя несколько часов редкие, но блистающие новизной постройки газовиков закончились, и мы въехали в местность, где вокруг стали появляться старые заброшенные бараки из грязного кирпича. Потом появились редкие дома с признаками жизни, а вскоре нам сказали, что мы приехали в Инту.
Техническая дорога вдоль новой газовой трубы с побережья Карского моря в Европу. Вдоль трассы установлена своя линия электропередач на столбиках красного цвета
Танцы на зимнике в приполярных широтах республики Коми ))
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Если сутками ранее я с теплом вспоминал маленькую станцию Ираёль Северной Железной Дороги, то сейчас, забравшись еще севернее, вокзал той станции стал казаться нам оплотом цивилизации. Единственной достопримечательностью пристанционного поселка Сыня являются две пятиэтажки (или трех-, или четырех-: не помню), реставрирующееся здание вокзала и большое количество машин газовиков с регионами 197, 89 и 102. Присутствуют несколько магазинов с дорогими продуктами. В Сыне не бывает свежего хлеба по утрам. Его везут из Печоры по зимнику (а летом, видимо, по ЖД), и в магазины он поступает к вечеру.
Сыня является узловой станцией, так как в ее окрестностях находится ответвление железной дороги на Усинск.
Но больше всего нас поразил вокзал, где нам предстоит ночевать. Поразил больше всего, пожалуй, тем, что работает круглосуточно. Ибо никаких причин делать этого у него нет (улыбка). Внутри него нет:
- расписания поездов - билетной кассы - полиции
Нет вообще ничего, кроме небольшого грязного зала ожидания с несколькими железными сидениями и отделенного перегородкой помещения с туалетом, в котором (невероятно!!!) есть горячая вода. Поскольку вокзал - это, видимо, единственное место в поселке, куда можно прийти в любое время суток, и где тепло, сюда иногда заходят жители просто поболтать, посидеть и что-нибудь попить.
Та часть вокзала, в которой все это происходит, нам сразу не понравилась, а вот помещение с туалетом и еще несколькими непонятными дверями я приметил сразу. Только окон там нет. Зато оно отделяется своей дверью с замком. Мы перенесли туда две секции сидений и... закрылись изнутри. До утра туалет не работает (улыбка).
Итого, за этот день мы успели преодолеть около 300 км по новым для нас обоих зимникам, открыть для себя "трубу" и сменить тайгу на лесотундру.
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Около полутора часов мы стояли в сгущающихся сумерках севера: толком не евшие и медленно остывающие, наблюдая техногенные закатные пейзажи в лесотундре. За это время нам остановилось больше десятка самосвалов - здесь вообще останавливается каждый, - но самое дальнее, куда нас предлагали добросить - до ближайшей крохотной станции железной дороги в 6 км отсюда. По информации, там даже вокзал работает лишь несколько часов в сутки.
Ситуация повторила вчерашнюю, и с наступлением темноты единственным желанием стало найти где-нибудь ночлег. Ехать в ночь все равно было не на чем - за все это время в сторону Инты не прошло ни одной машины. Мы постучались в вагончик вахты у трассы, но обрести кров не получилось: объект, все же, режимный, да и охранник попался несговорчивый.
По его совету мы отправились на единственную достаточно большую станцию в 30 км в обратном направлении. Станция Сыня, у которой обрывается зимник на Яндекс.Картах. Сказать, что мы быстро туда добрались - не сказать ничего: стоило перейти дорогу, и два самосвала подряд взяли нас каждый по одному человеку до развилки на станцию. У рабочих машин здесь практически стопроцентная стопабельность.
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
По словам водителя, мы уже были рядом с Сыней, когда это началось. Это стало абсолютно новым и неожиданным для меня. У меня даже слова стали по-другому складываться во фразы (улыбка).
С белого и узкого зимника, идущего через лес, с такого, какими я и надеялся пробраться дальше до самой Воркуты, мы выехали на широкую качественно отсыпанную дорогу, покрытую песком, а не снегом. В обе стороны снуют самосвалы. Шум среди тайги. От Сыни и до самого Карского моря теперь начинается ТРУБА...
Три года назад здесь не было вообще ничего, лишь тайга, переходящая в лесотундру и ледяную степь. Ныне - всего за три года - появилась и дорога до Инты, и дальше - до Воркуты, и даже до самого Карского моря. Причиной этих чудес стало то, что за столь неимоверно короткое время здесь уже проложено более 1000 км газопровода, идущего с Бованенковского месторождения на Ямале в Европу. Всю дальнейшую дорогу я не переставал и не перестаю удивляться масштабам строительства: речь даже не о финансовых затратах, а о том, сколько нужно задействовать людей, техники... Солько нужно было за эти 3 года вырубить леса, вырыть траншей, отсыпать все эти км трассы!.. Сколько сил! Теперь, когда я снова буду ездить по отдаленным областям, где десятилетиями не могут проложить несколько километров дороги, я смогу сказать только одно: чтобы вам сделали дорогу, проведите-ка рядом газовую трубу... Прошу прощения за сарказм...
Для справки: один элемент трубы длиной 20 метров стоит 800000 р. Поговаривают, что технику для строительства вообще часто завозят сюда "в один конец". После окончания монтажа трубопровода вывозить ее на "большую землю" зачастую нерентабельно. "Труба" быстро окупит все расходы. И самое главное: теперь здесь нет аутентичных регионов на автомобильных номерах. Почти вся тяжелая техника ездит с московскими номерами, ряд машин с ямало-ненецкими. Коми-машин почти нет.
***
Мы высадились около строящейся компрессорной станции. Сплошь московские номера, снуют машины, все кругом шумит, и на закатном горизонте высится остов будущего комплекса. Даже непонятно, все еще в тайге ты на кранем севере, или очередной мегамолл в к МКАДа строят...
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Федеральные трассы кончились. Дальше на север только зимники и технические дороги. Но ведь за этим мы сюда и едем! Зимник на Инту начинается в Печоре сразу от ЖД-вокзала, то есть привокзальная улица постепенно выходит за город, где в нескольких км впереди находится поворот обратно в город, а прямо - начинается непосредственно зимник. На март 2013 года Яндекс.Карты рисуют его до станции Сыня, после которой начинается полная неизвестность.
Стоило только поднять руку. Опять... (улыбка). Huindai ix35- как раз давно хотелось устроить тест-драйв этого автомобиля! На передних сиденьях водитель и веселый кавказец, сзади рядом с нами - его молодая подруга, девушка коми. Всю дорогу мы не только любовались зимником, но и слушали без умолку Султана - так звали кавказца. В завершение поездки с истинно кавказским гостеприимством он едва не завез нас в столовую компрессорной станции "исполнить песни и отметить знакомство". Мы вежливо отказались.
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Печора
Мы распрощались с веселым белорусом, пообедав все вместе прямо у него в кабине, и по весенней грязи пошли в сторону поворота на Печору. Весна преследует нас, на глазах растапливая зимники, а ставить рюкзаки на обочине становится все более "грязным делом" (улыбка).
Но нам ведь в этой поездке везет! Взмах рукой - и мы в фуре, идущей в Печору из Нижнего Новгорода! Вот уж не думал, что остановится грузовая машина, на пассажирском сидении которой сидит девушка в розовом комбинезоне! (улыбка). Но девушка оказалась законной женой водителя, а сам он - бизнесменом, недавно уволившим водителя фуры и до окончания действия зимника сам возит с юга продукты.
Мы заехали в город, потом все вместе пересели из МАЗа в более привычный водителю в Land Cruiser (улыбка), и поехали в строну зимника на Инту. Никакого законченного мнения о Печоре как о городе сформировать за это короткое время не удалось - на этот раз она стала лишь транзитным пунктом по пути на север.
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Трасса Ухта - Печора (март 2013)
Трасса начинается к западу от Сосногорска с выезда в сторону Нижнего Одеса и Вуктыла. Перед Нижним Одесом (около 8 км от Сосногорска) начинается новая дорога - свежий асфальт, переходящий в отсыпанную грунтовку. Через 90 км, в районе вахтового поселка Малая Пера автодорога пересекает железнодорожное полотно Северной железной дороги и дальше на север идет по левую сторону рельс.
Еще через 30 км развилка на станцию Ираёль (направо) и Ижму и Усть-Цильму (налево). Двигаясь в этом направлении, через 8 км отворот направо - снова новый участок пути на Печору.
Дальше дорога проходит через поселок Зеленоборск (здесь находится единственный на несоклько десятков км магазин) и в районе поселка Рыбница снова пересекает ЖД. В следующий раз новая трасса встречается с рельсами в поселке Каджером, снова выходя на левую сторону.
В поселке Чикшино новая дорога встречается с зимником, выходящим справа из-за рельс. Это альтернативный зимник в Ухту через Вуктыл вдоль "трубы" через тайгу. До постройки новой трассы всего три года назад это был единственный путь в Печору.
От Чикшино до развилки на Усинск и Печору дорога представляет собой широкую грунтовую магистраль. От развилки направо дорога идет в Печору, под колесами хороший асфальт. Минуя ледовую переправу через реку Печора, дорога заходит в одноименный город.
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
..31 марта..
Утро выдалось таким ярким и солнечным, что проснулись мы уже в начале восьмого. Вокзал был пуст и наполнен светом. Одинокая в своем окошке кассирша с радостью поделилась с нами кипятком, и нам удалось нормально позавтракать и попить чая, а также запасти этот горячий напиткок в термос.
С утра на станции уже работал один магазин. Запомнился он лишь жутко дорогими пирожками (улыбка). Путь до трассы через поселок уже знаком по путешествию шестилетней давности. Впереди Усть-Цильма, Ижма... А в 8 км по этой дороге отворот на Печору. Вот его 6 лет назад не было.
В начале пути запомнился дорожный знак "Дорожные работы" следующие 98 км (!). Дорожники действительно работают, по дорогам перемещается много грузовиков. На выезде из Ираёля новые развилки - поначалу мы даже встали голосовать не в том направлении. Впрочем, уехали быстро. Ижемская машина добросила нас до поворота на Печору, находящемуся в глухом лесу. Здесь нам довелось немного погреться на весеннем северном солнышке, попозировать друг другу на фото, а после - с легкостью остановить первого же дальнобойщика и уехать с ним до самой Печоры.
Следующие несколько часов мы провели в обществе водителя родом из Белоруссии, а ныне живущего в Нарьян-Маре. Фура, между прочим, и шла в Нарьян-Мар, хотя номера на ней были смоленские, а фургон белорусский (улыбка). Веселый попался водитель.
На одном участке встали в пробку: встречная фура с московскими номерами безбожно скользила по подтаявшему на весеннем солнце снежному покрытию дороги. Почти целый час наблюдали мы за немым кино и перечисляли способы, которыми можно было бы выбраться из данной ситуации. Кончилось все тем, что московские водители (по виду напоминавшие азербайджанцев) взяли лопаты и копали снег до самой земли, чтобы добыть песка и подсыпать его себе под колеса. Наш бульбаш с иронией ворчал про цепи на колеса, которые у него всегда лежат в ящике, песок и цемент, которые также у него всегда с собой. Помочь московским гостям с юга, однако, наотрез отказался. "Бестолочи, не представляют, куда поехали, ой, не могу!"
Дальше - не спеша и не напрягаясь - к половине третьего мы добрались до развилки Усинск - Печора. Сейчас это уже не романтичный зимник через лес, а хорошая трасса, по которой просто едешь. Хотя, песок, а лучше цемент и цепи на колеса в таких местах, все-таки, стоит с собой возить.