Записи с темой: 2012.08 - Савеловский путь в Петербург (20)
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Хронограф (послесловие)

Быть хронографом. Просто шестеренкой времени, из ниоткуда в никуда крутящей отдельные часы, дни, года. Сохранять информацию о дорогах, которые были, которые есть и которые будут меняться, как любые детали механизма жизни. Со временем.

Со временем меняется всё. И сами железные дороги, существующие ради людей, и люди, живущие ради них; и поезда, курсирующие в таких местах, чаще для того, чтобы перевозить по железной дороге работников железной дороги. Шестеренки крутятся, чтобы вращать самих себя. Поезд оставляет за собой тишину, а ременная передача из рельс и шпал уносит меня прочь. Жизнь идет.

2012 год, август, декабрь.


@темы: Путешествия, Чувства, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Еще пару минут назад вокруг нашего поезда был только лес – так, что серый бетонный перрон на фоне таких же серых привокзальных построек из кирпича возник почти неожиданно. Будогощь – крайняя точка на востоке, докуда дотянула свои щупальца электрическая контактная сеть железных дорог Петербурга.

Признаться, от Будогощи до Киришей и дальше в сторону Петербурга – это направление питерской пригородной железной дороги, все же, наверное, одно из самых «глухих». Больше часа, пусть и под проводами контактной сети, мы едем по одноколейной «железке» через огромное болото и жиденький лес, делая всего несколько остановок. Только после схождения нашей колеи с основным ходом «Санкт-Петербург – Мурманск», окрестности обретают обжитой вид, мельтешат многочисленными дачами, а доселе пустые вагоны, наконец, наполняются пассажирами. А ведь до Питера всего пара десятков километров! В вагоне уже другие разговоры, другие наряды, другие интересы…

Вокзал. Метро… Большой город все сильнее начинает пытаться затереть картины прошедших дней. Но внутри еще долго будет жить это «чувство дороги». И если однажды вдруг не удается его нащупать, значит… вновь – пора (улыбка).



@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Воскресенье
Почти конец сказки

Ранним утром похолодало так, что палатку собираю в свитере, куртке и тонких перчатках. Ай, да август здесь!
Хвойная находится «в двух электричках» от Петербурга, и немало людей берут билет сразу на обе – прямо до северной столицы. Делаю так и я. Стоимость проезда на Октябрьской ЖД здесь составляет чуть менее двух рублей за километр. До Питера можно доехать примерно за 480 р. и 6 часов пути. Недешево – сравнимо с путешествием на своем автомобиле при среднем расходе топлива 8-9 литров на 100 километров.

В Новгородской области в пассажирских вагонах, которые в местных пригородных поездах представляют собой обычные плацкартные, у контролеров-проводниц стоят большие запирающиеся ящики – видимо для приема вещей на хранение от пассажиров. Нигде такого раньше не встречал.

Три последних значимых населенных пункта на этой железной дороге – Неболчи, Будогощь и Кириши. Следующим уже будет Питер. Неболчи – последняя крупная станция в Новгородской области. Чем дальше на запад, тем больше «дизельная провинция» уступает место надвигающей цивилизации: все больше крупных деревень около станций, в Неболчи развернуто крупное цементное производство.

Когда попадаешь в Ленинградскую область, даже кажется, что вновь прыгнул во времени назад: появляются деревянные шпалы, поезд вновь плетется, как черепаха, а по сторонам на много километров простирается лишь лес и все больше болот – здесь их царство. Полосами «дышит» северная осень: зеленые леса сменяются напрочь пожелтевшими березняками и логами с пожухлой травой.



Таким прекрасным утром совсем не хочется в большой город :)


@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Неожиданно попавшееся в Хвойной здание Бани стало местом, где летом я сделал одну из любимых фотографий этого года :) .

"Повторения"



@темы: Креатив, Фото, Чувства, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Станция Хвойная, фоторепортаж



Смотреть далее (+8 фото) >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Хвойная


К моменту моего прибытия на станцию Хвойная, небо полностью очистилось от туч, и меня встретил тихий летний вечер на пустынной станции.

Хвойная – пристанционный поселок, главным предприятием которого является железнодорожное депо. Несмотря на то, что станция находится среди лесов на транзитной ветке где-то между Пестово и Будогощью, местное локомотивное депо обеспечивает тягой не только все мологское направление, но и поезда вплоть до Савелова и Углича. Именно поэтому, наверное, она и является промежуточным конечным пунктом у электричек, идущих на восток и на запад – иначе и я вряд ли сюда бы попал.



Вокзал, кажется, является самым ярким и нарядным зданием в поселке: ярко-желтый, «свежий» деревянный домик. Зайдя внутрь, я уже не удивляюсь печному отоплению внутри: видимо, в этом регионе проблемы с подогревом зимой везде решаются одинаково – железные печки, вделанные во внутренние углы здания. И, как и в Пестово, прошлое здесь встречается с настоящим: печи соседствуют с сайдингом, внутри здания пластик и металлические сидения.

Единственный работник, а, вместе с тем, и хранитель вокзала в субботу вечером – это билетная кассирша. По ее словам, центральное отопление со стужей зимой справляется не всегда, поэтому здесь эти печки действительно иногда протапливают. Причем, топят их обычными дровами, а не углем, например.

Интересно, что многие жилые дома в поселке топятся также, причем не только частные, но и двухэтажные каменные здания. Подошел к одному такому и даже сначала не понял, зачем рядом с кирпичной стеной многоквартирного дома поленницы дров… Другая часть домов отапливается с помощью «кочегарок» - котельных, работающих на угле. Газа в поселке нет.

За весь субботний вечер в Хвойной мне встретилось всего несколько человек. Из них двое – это девочки, катающиеся на роликах: когда проезжают мимо, слышу, как одна говорит другой, что, катаясь по шоссе накануне, она встретила лишь три машины. За весь день.

***

Читать далее >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Остановки на перекрестках

В самых глухих местах моего пути очень поразила особенность… сопряжения автомобильных и железнодрожных потоков (улыбка). Иногда полустанки в лесу можно идентифицировать лишь по надписи «Остановка локомотива». Но расположены они, как правило, там, где рельсы пересекаются с какой-нибудь сельской дорогой. Удобно. В принципе, в больших городах и областях станции тоже находятся рядом с узлами автодорог, но здесь «цепляет» сам масштаб. Проселочная грунтовая дорога, рельсы: останавливается локомотив с одним вагоном, люди пересаживаются из машины в поезд или наоборот, и среди леса вновь остается лишь перекресток двух дорог – железной и автомобильной.



@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
В новгородскую глубинку

На автомобиле из Пестово можно уехать в Вышний Волочек или Боровичи – сами по себе города тоже не большие. А вот по железной дороге единственным вариантом является некая станция Хвойная и станционный поселок при ней.



Пригородных поездов в данном направлении в сутки ходит два (2012 год), а состав состоит и тепловоза и уже двух (!) вагонов. Правда, как выяснилось, в одном из них… тюрьма. Этапируют заключенных. Конечный и промежуточные пункты у этого поезда, конечно, менее крупные, чем Пестово, но все они, так или иначе, более менее облагорожены. Старые деревянные вокзалы, если имеются, то уже в сайдинге, во многих пластиковые окна. Но главным отличием на этом участке являются более высокие скорости у тепловозов – видимо, пути обновлены. …Похоже, в Новгородской области РЖД вообще чувствует себя лучше, чем я Тверской и Ярославской.

Из Хвойной ходит один рабочий поезд в Подборовье, что уже на ветке Вологда – Санкт-Петербург. Оба пункта порождают такое малое количество пассажиров, что лишь два раза в неделю этот поезд имеет статус пассажирского – в остальное время перевозит только «дорожников». Мы встречаемся с этим поездом на разъезде станции Кабожа.



Читать и смотреть далее >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Через Пестово протекает живописная река Молога с чистой водой и песчаными берегами. Питьевая вода в поселке, кстати, более мягкая, но и более ржавая (то ли, из-за порода, то ли из-за труб…).



Река Молога. Сельский пейзаж


Смотреть далее (+3 фото) >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Пестово, фоторепортаж



Смотреть далее (+ 15 фото) >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Пестóво

Пестово является поселком городского типа на самом востоке Новгородской области. Ударение в слове, кстати, снова на неожиданный предпоследний слог (улыбка). Коли путешествуешь по железной дороге, стоит продолжить традицию начинать рассказ о новом месте с вокзала. Здесь он также сделан из дерева, но и внутри, и снаружи – на железной дороге, в целом, – чувствуется дыхание современности: плакаты с актуальной символикой РЖД, билеты со штрих-кодами и той же символикой; некое, более облагороженное состояние интерьера. Тем более контрастным выглядит уникальное ныне печное отопление: во внутренних углах здания встроены своеобразной формы печи, на крыше виднеются трубы. И печи, и заслонки в стенах новые: при надобности могут использоваться. И все это успешно соседствует с обычными батареями отопления!.. В углу стоит странного вида железный шкаф, похожий на сейф: ныне используется как подставка под цветы.



Как и в Сонково, сегодня я не остался без обеда – недалеко от вокзала расположена типичная провинциальная столовая, которую знают все местные. Поразило только, что почти во всех супах и салатах обязательным ингридиентом идет сырокопченая колбаса...

По субъективному ощущению атмосфера в поселке вообще другая. Читать далее >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Суббота
На север


Из Сонково на запад можно уехать двумя путями. Одна ветка идет прямиком в Бологое, где сходится с основным ходом Октябрьской железной дороги «Москва – Петербург». Можно также по совсем уж глухой ветке направиться сначала на север, в сторону Весьегонска, а оттуда уже на запад, по границе с Вологодской областью в Новгородскую. Вариант, разумеется, опять выбирается… более интересный (улыбка).
***

Ранним утром, уже в половине седьмого, в Сонково на вокзал слетаются «жаворонки»: заполняют скамейки, образуют очереди в кассах, галдят… Вот когда этот вокзал полон! Жизнь в малых городах начинается задолго до восьми утра… и заканчивается уже после обеда. Два с половиной часа до поезда коротаю сначала за завтраком, приготовленным благодаря припасенному в термосе кипятку прямо на вокзальной скамейке; потом еще один – теперь уже утренний – променад по окрестностям. И вот он – очередной поезд.
На этот раз «дизель» состоит всего из одного вагона и тепловоза. Конечным пунктом значится Пестово – небольшой районный центр, но находится он уже в Новгородской области. Судя по количеству пассажиров, направление совсем не популярно…

***

Как и можно было догадаться, даже те редкие пассажиры, что выехали со мной из Сонкова, вскоре сошли. На всем протяжении поездки в вагоне едва ли можно насчитать более 10 человек.

За окном периодически из леса возникают все те же пустые полустанки, но весь путь здесь уже уложен новыми бетонными шпалами. Деревянные, пропитанные креозотом, даже в такой глуши найти становится все сложней. Стрелки на развязках, впрочем, все еще переводятся вручную работниками станций. Минимализм самих развязок также поражает: на станции Овинище-2, где идет ответвление на север в сторону Весьегонска, одно полотно рельс просто расходится надвое, рядом ручная стрелка и домик работника. Нет даже разъезда!

Из крупных станций на этом участке можно отметить Овинище и Красный холм. Поезд стоит на них по несколько минут, этого как раз достаточно, чтобы выйти и осмотреться. На обеих станциях добротные деревянные вокзалы с резными крышами, а в том, что на Красном холме, внутри обнаружились еще и странного вида ворота.

Смотреть фото >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им


ЖД-пути станции Сонково, цистерны как основной груз


Смотреть далее (+10 фото) >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Сонкóво

Поселок Сонково – прежде всего, поселок железнодорожников. Ударение в названии делается на предпоследний слог, что обычно для среднерусских провинциальных названий, но режет слух жителей больших центральноевпропейских городов (улыбка). Железная дорога – самое важное, что здесь есть, она же когда-то послужила и главной причиной возникновения самого поселка.

Милый одноэтажный вокзал второй половины XIX века: внутри еще деревянный, снаружи уже в сайдинге «под дерево». В здании «належанные» деревянные скамейки, на некоторых из них средь бела дня спят местные бездомные. Охраны никакой нет, и для них это счастье. Других признаков жизни ни внутри вокзала, ни вообще на станции не наблюдается – только тепловозы маневрируют.



Из одной единственной колеи рельс, уходящей в лес, станция Сонково плодит полтора десятка путей, большая часть которых заставлена вагонами-цистернами. Такой однородности грузов в одном месте я еще не встречал. На перевозку топлива сейчас здесь делается основной упор, и передвижение грузовых составов уж точно не отменят, как собираются поступить с единственным пассажирским поездом (лето 2012).

Цены на Октябрьской Железной дороге, которая вообще стоит особняком среди других российских подразделений железных дорог, в полтора раза выше, чем на соседней Северной ЖД, заканчивающейся в Ярославской области. Становится понятным, какая сторона не смогла договориться о провозе пассажиров из Ярославской области в Тверскую… Однако Октябрьская ЖД – одна из старейших в России, и множество самых интересных станций между Москвой и Питером находятся именно на ней. Поэтому – продолжаем путешествие.

***

Улицы Сонкова, несмотря на вечер пятницы, также пусты, как и станция. Читать далее >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
В погоне за осенью


Желтовато-серая, зеленовато-фиолетовая влажная меланхолия с запахом легкой горечи, со скрежетов поездов о шпалы и со звуками падающих капель дождя о потрескавшийся старый асфальт. Бесконечный спокойный пейзаж сквозь окна поездов и машин – именно такова моя Россия. Именно в таких местах более всего раскрывается моя душа, а не на южном солнце или в солнечных горных снегах.

…Осень здесь, кажется, еще ближе: верхушки большинства кустарников уже желтые; пейзаж дополняется россыпями кустов пижмы. В воздухе влага; по небу ветер тянет тяжелые дождевые облака. Встаю на обочине пустынной трассы, собранной из сотен лоскутков потрепанного асфальта, и поднимаю руку…

***



Первая машина отвозит меня на 4 километра от станции и оставляет в эпицентре осени. Читать далее >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
От Рыбинска до границы

За Рыбинском никаких удивительных чуде цивилизации в лесу уже не встречается. Станции реже, но крупнее. На некоторых весьма масштабные вокзалы. В процессе движения поезд пересекает Волгу по двухкилометровому мосту. Такое серьезное гидротехническое сооружение говорит о том, насколько значимой была эта ветка железной дороги в прошлом. Сейчас ее значимость все больше промышленная: «товарняки» - в основном, с нефтью и газом, - везут топливо на предприятия в соседние области. Везут минералы, везут руду… Люди же здесь живут таким почти деревенским укладом, что и путешествие в соседний поселок по рельсам для многих является событием.

Определенной точкой является на пути станция Некоуз – большая, на привокзальной площади которой даже виднеется здание с надписью «Кафе-бар» (тут я вспоминаю, как второй день скучаю без супа…). Примечательно, что на этой станции вышли все (!) пассажиры, и дальше я еду в гордом одиночестве. Да и станции вновь – все меньше, все пустынней – в основном, разъезды. Правда, почти везде недавно проведена реконструкция перронов: старый асфальт разбит, положены новые бетонные плиты с набивкой. Смотрится, честно говоря, на фоне царящего забвения, несколько кичово. Хотя, удобней, конечно…

Но главный сюрприз ждал впереди. Дело в том, что с этого года прямого сообщения по железной дороге между Ярославской областью и Тверской нет! Тверичи отказались заключить договор с Ярославской дорогой, и теперь пригородные поезда из Ярославля ходят лишь до границы с Тверской областью, не доезжая всего несколько станций до Сонково, крупного железнодорожного узла, который находится уже в ведении другой области и другой железной дороги. Взамен пущен автобус, который ходит рано утром два раза в неделю… Даже таксистов чаще всего не найти на маленькой станции, ставшей вдруг конечной.

Родионово, так называется станция, ставшая вдруг конечной, оказывается еще одним разъездом. Единственной хорошей новостью является то, что буквально в 50 метрах проходит трасса, идущая в Сонково и дальше – в Бежецк. Остается непонятным лишь то, каким образом перемещаются люди в этих пустых местах по пустым дорогам…

Что ж, сойдя на твердую землю и повосхищавшись деяниями чиновников, иду на трассу. Как, все-таки, здорово знать, что есть автостоп.

@темы: Путешествия, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Пятница

Провода и дачники


Пригородный поезд Ярославль – Рыбинск. Отправление в половине восьмого утра: хмурая заря, промзоны, все же пройденный транзитом Главный вокзал… Едва выезжаем из Ярославля, как поезд обнимает… Россия. Колея становится одиночной, а воспоминания о городе рассеиваются, как утренний туман. Вдоль железнодорожного полотна тянется множество проводов – электрических, телефонных… Все они здесь идут по столбам, а не под землей, как принято в последние десятилетия.



Через несколько станций вагон внезапно наполняется пассажирами. Практически все они пожилые люди: мужчины, женщины… Кто-то с коляской, с лопатами. Рядом садится женщина с собакой. Все они похожи на дачников, но нет – эти люди просто живут здесь. В мае вагон полон ведер и лопат – сажают картошку. С конца августа в вагоне царит грибной дух. Женщина рассказывает, что на хлебозаводе около той станции, куда она едет, килограмм макарон стоит на 9 рублей дешевле, и на 6 рублей – ниже цена у батона хлеба… Проезд у пенсионеров бесплатный, так и путешествуют многие состарившиеся здесь люди из одного лесного островка в другой по сугубо мирским заботам.

Мы проезжаем 4 станции за 40 минут. Все остальное время за окном лишь лес и болота. На некоторых станциях, где есть разъезд, поезд стоит достаточно долго, пропуская встречный состав. Спешка вообще отходит в сторону, когда попадаешь в такие места. Есть некий распорядок, расписание, стабильность… А все, что между ними, подчиняется общему неспешному течению.

Женщина выходит. Вагон снова почти опустел. На следующей станции из построек лишь вагончик 3х4 м с трубой на крыше и пожарной стенкой сбоку. Тропинки в лес. Видимо, к близлежащей деревне. Хотя, на некоторых полустанках нет вообще ничего. Сюда приезжают за грибами и ягодами. Однако иногда на таких вот пустынных лесных островках встречаются совершенно несуразные проблески цивилизации: вот снова – вагончик, лес… и две синих кабинки биотуалетов.

Читать далее >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Савеловский путь в Петербург

Железнодорожные пути, связавшие малые города к северу от Москвы с западом России, и, в конечном итоге, ведущие в Петербург – одни из старейших в России. Попасть туда из Москвы можно либо сразу выезжая электричками с Савеловского вокзала, либо начать уже с севера – добраться до Ярославля, и пересесть на железную дорогу там. Истосковавшись по трассе, я выбрал второй вариант (улыбка).

Четверг

Чудесное ощущение, когда можно никуда не спешить. Не заниматься «автостопными гонками», стремясь поймать машину пошустрей, не сверяться с расписанием электричек и поездов, дабы не опоздать. Просто поднять руку и ехать… с той скоростью, с которой ведет тебя судьба. Ведь как ни крути, а она – главная на трассе. Да и в жизни… хотя часто мы об этом забываем.
Я, и, правда, никуда не собирался спешить: вышел из дома в середине дня, чтобы к ночи быть в Ярославле. Основные странствия начнутся завтра. А пока автобус, электричка и – трасса.




Летний зной отступил накануне, и подзабытая за месяц сидения на месте трасса встретила холодным ветром и накрапывающим дождем. Читать далее >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
…Говорят, у странников нет пути назад. А кто такие странники? Это те, для кого однажды сам Путь стал важнее цели, к которой они стремятся. И куда бы ни добирались пилигримы, что-то вновь и вновь будет звать их в дорогу. Горы, города, далекие острова; кусочки прошлого, пережившие время и ставшие нашими современниками; тенистые узкие улицы южных городов и северные пустыни тундры. В бесконечных вереницах рассветов и закатов, вьюг, дождей и солнечных дней они идут по этой жизни.

Но чем больше опыта в путешествиях, чем дальше горизонты, которых достигаешь, тем сильнее замечаешь за собой желание вернуться к неизведанным своим корням. Погрустить, глядя в свинцовую даль серого неба над бесконечностью «лесов, рек и полей», почувствовать то, что называется российской провинцией. Ни Дальний Восток, ни, тем более, другие страны не пронимают меня так, как это удается недалеким, казалось бы, провинциям с их «древнерусской тоской».

Этим летом, побывав в Сибири и на Урале, а потом пожив немного между Москвой и областью, мне нестерпимо захотелось такого «возвращения к себе». Наступила середина августа, когда невольно уже во всем начинаешь искать первые признаки осени. И на три дня я стал странником. Для того чтобы отправиться в странствия, не нужно больших расстояний. По-моему, они, напротив, делают из тебя более расчетливого, вдумчивого путешественника, когда начинаешь продумывать оптимальные способы достижения цели, пункты, остановки, вложения… А иногда хочется просто все отпустить и наблюдать, как сложится твой Путь.

Читать далее >>

@темы: Путешествия, Отчет о путешествии, 2012.08 - Савеловский путь в Петербург