Чита
В разгар дня, спустя тридцать один час в поезде, оставив позади один из самых диких участков Транссибирской Магистрали, я оказался на вокзале столицы Забайкальского края – Читы. Я покинул Дальний Восток.
Все же, интересная в нашей стране политика освещения жизни в разных ее регионах. Иногда создается впечатление, что некоторых из них просто нет!.. Что может узнать житель центральной России из новостей о таких крупных российских городах – столицах целых областей и республик, – как Якутск, Улан-Удэ, Чита?.. Несмотря на то, что я уже на три тысячи километров ближе к столице страны, о городе, в котором я нахожусь, мне известно гораздо меньше, чем о Владивостоке или даже Магадане. Столица Забайкальского края, Чита, принадлежит к тем дальним российским городам, новости из которых, словно по каким-то негласным правилам, практически не попадают в центральные средства массовой информации. Нет, серьезно… Мне ни разу не доводилось слышать в сводках, чтобы сюда прилетал и проводил совещания президент; принципиально не сообщают нам о том, как развивается здесь производство (а это один из крупнейших «сырьевых» регионов России). И даже журналисты криминальных хроник, готовые «вытащить наружу» факты из самых дальних уголков страны, обходят Читу стороной. Такая своеобразная «Терра-Инкогнита» для жителя центрального региона страны. Еще одна «Терра-Инкогнита»… Единственной «громкой» новостью за последние несколько лет стала лишь весть о том, что в Краснокаменск, один из городов тогда еще Читинской области, сослали олигарха Ходорковского. У меня и сейчас при упоминании этого города перед глазами встают урановые рудники, на одном из которых трудится человек в очках (улыбка). А, между тем, Краснокаменск – это молодой и красивый город в горах. Но вернемся в Читу.
В этом городе мне так и не удалось найти через Интернет коллег-путешественников, у которых можно было бы остановиться. Однако «пропускать» еще один город, притом такой большой, мне было бы уже обидно. Вновь я выбрал самый доступный из гостиничных вариантов – ночлег в вагоне-гостинице. Условия, надо отметить, в таком же «гостиничном вагоне», как и в Тынде, здесь лучше, а цены ниже. И в туалет не нужно бегать в основное здание вокзала… Жаль только, что вагоны-гостиницы в России редко встречаются на городских вокзалах. Все же, немало людей, которым нужно лишь «скинуть» вещи, чтобы налегке погулять по городу, умыться и переночевать… Кстати, «проводница» спутала меня с неким иностранцем, тоже недавно останавливавшимся у них в вагоне. Забавно. Тоже, наверное, вольный путешественник.
Читать дальше >>Сразу перед вокзалом в Чите возведен поистине огромный храм. Кажется, это главный храм города. Что ж, грех не зайти. Тем более что сразу в нескольких городах до Читы сделать этого не удавалось. Внутри все не менее монументально и величественно. Однако храм новый, не восстановленный: здесь еще держится запах новизны, потолки не покрылись свечным нагаром. Пущую чистоту создает работница, натирающая с помощью современной электромойки мраморный пол. Признаться, чем-то инородным в этой Божьей Обители кажется современное гудящее устройство, но храм действительно сияет чистотой.
На улице продолжает бушевать тридцати пятиградусной жарой августовский день, и я, в ожидании вечера, ищу себе следующее пристанище. Им после некоторых поисков становится один из книжных магазинов местной сети со звучным названием «Бук'ръ». Нельзя было пройти мимо такого названия (улыбка).
***
Такой сибирский колорит ощущается в старинных деревянных и каменных домах Читы, ее улицах. Однако Чита – город быстрый, шумный и вполне оправдывает звание столицы Забайкальского края. Той глухой провинцией, которой считают Читу многие живущие к западу от Байкала, город уж точно не является. На улицах много рекламы, встречается немало неформальной молодежи. Разве что вечером, даже в выходной день в центре, немноголюдно.
Как и многие другие города Сибири, она была местом ссылки декабристов. Их жизни здесь посвящен целый музей.
Что еще можно узнать о городе, пробыв в нем один день? Здесь уже гораздо «бюджетнее» можно питаться: по сравнению с Дальним Востоком цены на еду гораздо ниже, и схожи с таковыми в крупных городах к западу от Байкала. Здесь действительно резко континентальный климат: палящая жара днем сменяется по-осеннему бодрящим утром, а температура легко падает с +35 до +10-ти… Чита – это столица очень редкого в европейской части России «региона 75» на автомобильных номерах, который так мечтаешь увидеть на западе – где-нибудь в Москве или Казани.
И еще Забайкальский край, Амурская область, а также Хабаровский край – это те самые регионы «призрачной Сибири», которую, как говорят СМИ, наиболее активно сейчас заселяют китайцы. Что ж, эти области действительно напрямую граничат с КНР, что способствует развитию всякого рода международных связей. Однако, насмотревшись на БАМе на то, как представители Китая и Кореи чувствуют себя в России, как-то не очень верится в «тотальную экспансию». Кроме того, когда кто-то из жителей Центра говорит мне отрывочные фразы, что-де «скоро вся Сибирь отойдет Китаю», мне всегда хочется уточнить, какая именно? Слишком она большая и широкая. И на огромных просторах западной Сибири между Тюменью и Красноярском положение дел очень отличается от такового между Байкалом и Сахалином. И в плане «китайской экспансии в Россию» в том числе. Я бы сказал, что Россия между Байкалом и Сахалином вообще сильно отличается от всего того, что находится западнее, но об этом я еще порассуждаю ближе к концу путешествия.