Путешествие в Город Клевера
Сахалин с юга на север – это уменьшенная копия климатических зон большой России. На протяжении всего 900 километров субтропическая растительность юга острова сменяется почти настоящей полярной тундрой, а в середине пути меж этими крайностями можно встретить обширные болота с редкими тонкими елями. Тогда пейзаж уже напоминает «высокие» широты Карелии и республики Коми. Все становится совсем интересным, когда проводишь параллели и понимаешь, что те самые субтропики с огромными лопухами и яркой зеленью находятся всего лишь на широте «материкового» Краснодара, а тундра на севере и вовсе находится… на широте Москвы, даже чуть южнее!
Свои попытки добраться до северной оконечности острова я оставил после того, как выяснилась конкретная дата отбытия с острова: все же, самолеты и поезда – это не автостоп, и ты сразу оказываешься в жестких рамках расписаний. Нужно выбирать: отправляться на север и вернуться к отлету, либо уделить больше внимания югу. Выбор как-то сам собой пал на второй вариант – ибо на севере лишь далекий город Оха и полное отсутствие каких-либо знакомых, а на юге и друзья, и городов в достатке. Жалеть останется только о том, что сахалинской тундры я не увижу.
Крайней точкой путешествия решено сделать первую столицу Сахалина, а, по совместительству, и главный пост сахалинской каторги конца 19-го века, город, неразрывно связанный с А. П. Чеховым – Александровск-Сахалинский.
Читать дальше >>Немаловажным стал и тот факт, что этот город оказался самым далеким на острове, где мне удалось найти знакомых, у которых можно остановиться.
Александровск находится почти на 500 км севернее Южно-Сахалинска, на побережье Татарского пролива. Это значит, что здесь, как и в Холмске, Невельске и в Шебунино, можно провожать долгие закаты, смотря, как солнце скрывается в море. На север я отправляюсь автостопом, а на обратный путь уже обзавелся билетом на поезд. Вернуться обратно именно по железной дороге хочется, скорее, в качестве экскурсии. На Сахалине до настоящего момента действует единственная узкоколейная железная дорога в России , которая почти на всем своем протяжении проходит вдоль живописного берега Охотского моря.
***
Утро понедельника. Пыльная трасса федерального значения Корсаков – Южно-Сахалинск – Оха. Трасса, протянувшаяся с юга на север через весь остров, на самом деле, достойна своего статуса только между Корсаковым и Южно-Сахалинском. Асфальтовое покрытие при движении на север заканчивается уже через 200 км, а последние почти три сотни километров до Охи дорога проходит и вовсе по пескам, которые безнадежно размывает во время дождей. Бывает такое нечасто, но тогда сообщение с Охой по суши прерывается полностью.
Из-за того, что большинство дорог на острове не асфальтировано, расстояния здесь воспринимаются совсем по-другому. Особенно чувствуется разница после Сибири, где в понятие «съездить недалеко» местные жители могут вложить и 300, и 600 км. Здесь наоборот: 100-150 километров – серьезное расстояние, требующие времени и сил.
Автостоп на острове неплохой, и на этот раз я больше ехал, нежели стоял. Однако в процессе мне удалось и поснимать Охотское море, и заехать с одним из водителей в придорожную деревню, дабы под покровом сумерек заправить нашу фуру контрафактной соляркой, и даже провести полночи в придорожном кафе, где все посетители разуваются при входе и едят за одним большим столом. Не решился я лишь ночевать один в палатке: медведями меня запугали основательно. Кстати, проехав примерно полпути, я застопил фуру, идущую в Оху. Даже обидно было сходить на повороте в Александровск, но от намеченных планов возможности отступить уже не было.
И такая деревня есть на Сахалине. Что в ней выращивают?..