О проблемах российского образования и татарском языке
За весь день пути самым примечательным вышел разговор с преподавательницей татарского языка, оказавшейся в подобравшей нас машине по дороге из Набережных Челнов. Мне всегда были небезразличны проблемы образования в России в целом, а в последние годы я интересуюсь, в частности, и тем, как сохраняются и передаются следующим поколениям основные знания о том крае, где они живут. А это, в первую очередь, язык, история и география. И в данном случае у меня получилось своеобразное интервью с человеком, непосредственно погруженным в проблему распространения и поддержания национального языка республики. Конечно, и ей было интересно, почему я, не татарин, не живу в Татарстане, заинтересовался их языком. Но речь сейчас пойдет не об этом, а об ЕГЭ. Введенный в этом году в качестве обязательного при поступлении в ВУЗы, Единый Государственный Экзамен вообще вызывает немало споров. Меня же зацепило, в частности, то, как введение этого обязательного экзамена может сказаться на национальных языках целых республик.
читать дальше >>Все дело в том, что Татарстан – одна из немногих российских республик, где национальный язык поддерживается и продвигается на государственном уровне. Во многих других российских республиках и областях дела с национальными языками обстоят или совсем плачевно, или делаются лишь первые шаги к их сохранению: вводится изучение в отдельно взятых ВУЗах; в отдельно взятых, опять же, городах на двух языках дублируются названия улиц. В Татарстане же особенно здорово, что существуют целые гимназии, где на татарском языке преподают не какой-то один предмет, а практически все школьные дисциплины. Однако, по словам этой женщины, с этого года все может измениться. И виной тому Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ), ставший обязательным для поступления в любой российский ВУЗ. В чем же проблема?
Как выясняется, многие выпускники, обучавшиеся по основным дисциплинам на родном языке, успешно общаются и на русском, и на татарском, однако часто оказываются не в состоянии справиться с заданиями ЕГЭ (который представлен только на русском), где используются редко употребляемые научные термины. Итог – дети из этих гимназий теряют возможность поступить в ВУЗ, а следствием является то, что, уже начиная с этого учебного года, начинается отток учеников из татарских гимназий. Родители переводят детей в русские школы, где язык тоже преподается, но после их окончания ученики часто способны вести на татарском лишь несложные диалоги в магазине.
В России, одной из самых многонациональных стран мира, государственным признан только один язык – русский, вследствие чего все национальные языки постепенно переходят в стадию «умирающих», не говоря уже о местных диалектах. Например, язык поморов, распространенный до середины ХХ века на побережье Белого и Баренцева морей, а также на территории, называемой сейчас Русским Севером, практически исчез за последние несколько десятилетий в связи с монолингвистической государственной политикой сначала Советского Союза, а затем и России. Только в последние годы региональные власти, наконец, начинают предпринимать первые шаги по возрождению своего языкового достояния. Вводится, как я уже упомянул, преподавание республиканских языков в школах и ВУЗах, дублируются на двух языках названия улиц в городах. Так неужели такой спорный шаг, как введение обязательного для получения высшего образования ЕГЭ на русском языке, может перечеркнуть все их старания? Не знаю, настолько ли все на самом деле сложно, но мне как-то обидно от такого положения дел. Лично я, опять же, вижу и свой путь выхода из создавшегося положения, состоящий в активной федеральной поддержке языков республик, входящих в состав России. Если у каждой федеративной республики есть своя конституция, то почему бы и все официальные документы на их территории не дублировать на двух языках? К ЕГЭ это тоже могло бы относиться…
Пока упомяну лишь, что уже сейчас в стадии «умирания» находятся карельский, коми, бурятский языки, на которых говорит лишь пожилое население внутри этих республик. По словам все той же преподавательницы, обязательный ЕГЭ может стать достаточным фактором для того, чтобы через несколько лет и татарский язык перешел в стадию «умирающего»…
…Слава Богу, в последние годы сам я вижу, скорее обратную тенденцию: татарский все больше распространяется и в Татарстане, причем, прежде всего, среди молодежи, и за пределами республики. Очень хочется, чтобы прогнозы, связанные с введением обязательного ЕГЭ не сбылись.