БАМ
Краткая справка:
«Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Длина пути — 4 324 км, путь проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену близь Усть-Кута, проходит через Северобайкальск, огибая озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, семь горных хребтов. На трассе дороги пробито восемь тоннелей, среди них самый большой в России — Северомуйский тоннель. Построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков».БАМ… Стройка века, всесоюзная комсомольская стройка… По-разному называли дорогу, призванную стать дублером Транссибирской магистрали. В начале, еще при Сталине, руками заключенных, а потом коллективными усилиями людей со всего Советского союза, эта магистраль была построена среди гор, тайги и непроходимых болот восточной Сибири и Дальнего востока.
Некоторые факты о Байкало-Амурской магистрали, которые мне удалось собрать:
читать дальше
- Изыскания возможных путей прокладки БАМа проходили в пеших и конных походах через труднопроходимые леса, ущелья и болота. В зимнее время использовалась оленья тяга. Как правило, изыскатели пользовались помощью проводников – представителей живущих здесь племен эвенков, якутов и других представителей малых народностей. Вместе с БАМом в эти недосягаемые ранее уголки пришла цивилизация, а стране стали доступны огромные залежи природных ресурсов.
- Байкало-Амурская магистраль имеет свой административный центр – город Тынду. Неофициальной столицей БАМа является Северобайкальск. Первый город полностью построен москвичами, второй – петербуржцами.
- Тында является пунктом, делящим магистраль на западный и восточный участки. Самым сложным в прокладке, самым холодным зимой, зато и самым красивым является запанный участок БАМа, огибающий озеро Байкал и проходящий в наиболее гористой местности. Здесь сосредоточено и большинство тоннелей на магистрали.
- Здесь находится самый большой в России – Северо-Муйский тоннель. Строительство его продолжалось почти двадцать лет уже после сдачи БАМа и завершилось в 2003 году. Длина тоннеля 15 км, все поезда проходят по нему со скоростью 50 км/ч. Перед каждым поездом открываются, а затем закрываются двери. Это необходимо, так как в тоннеле поддерживается постоянная температура (+18 градусов C). Внутри гор, где он проложен, текут реки, ставшие причиной многочисленных обвалов и аварий во время строительства. На выезде из тоннеля стоит стела – памятник строителям, погибшим во время его сооружения. На всем своем протяжении тоннель абсолютно прямой.
- В Тынде находится музей, посвященный истории БАМа: здесь и документы, и фотографии тех самых первопроходцев с местным населением и оленями, и орудия их труда. А за символическую плату можно стать участником интересной экскурсии с подробнейшим рассказом об истории строительства и жизни первостроителей. Аналогичный музей, рассказывающий об истории строительства бурятского участка БАМа, находится в Северобайкальске.
После развала СССР Байкало-Амурской магистрали так и суждено было остаться в статусе стратегического дублера: почти на всем своем протяжении она не электрифицирована и имеет лишь одну колею. Основной поток идет по Транссибирской магистрали, а БАМ остается железнодорожным «медвежьим углом» России. Однако именно этот факт привлекает сюда туристов и вольных путешественников. Именно здесь можно еще почувствовать нетронутость дикой природы и, вместе с тем, прикоснуться к кусочку советской истории, где время застыло, почти ничего не изменилось с тех пор, где люди живут своей, очень далекой от центра и его суеты, жизнью. Этим летом одним из таких путешественников стал я.
Глубже всего погрузиться в историю БАМа и прикоснуться к окружающим магистраль красотам можно, «пройдя» БАМ на локомотивах и в товарных поездах: общаясь с машинистами и работниками дороги, узнаешь много больше, чем поведает любой музей. Многие здесь уже совершали такое вольное путешествие по Байкало-Амурской магистрали, однако на это требуется гораздо больше времени и сил, чем в этот раз располагал я. Поэтому и пришлось выбрать поезд и лишь наблюдать в окно все, возле чего нельзя просто так остановиться. А желание совершить отдельное путешествие по великой магистрали теплится уже давно. И после такой своеобразной демо-версии оно лишь ярче разгорелось.
@темы:
Отчет о путешествии,
2008. лето - Дальний восток,
Путешествия
я зачиталась - сверху вниз, с конца читала)))
классно)))