Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Я не раз замечал и, наконец, решил написать.
Возможно, есть уже работы на тему, о которой я скажу, а если нет, филологам и психологам может быть интересно ее развить.
Итак. Дети и язык, взрослые и язык. Замечали ли вы, как говорят дети, и как взрослые? Замечали, конечно, но каждый - своё.
Если послушать, как общаются дети 5-7 лет, то можно услышать чаще всего довольно внятную неиспорченную русскую речь, которой, к сожалению, столь же часто могут позавидовать взрослые. Там еще нет слов-паразитов, предложения строятся по правилам языка, а мат не нужен, чтобы связывать слова. Я не говорю сейчас о говорах отдельных народностей, но в этом возрасте и всяческих "э-э", "Аа..." в речи тоже гораздо меньше.
Говоря все это, я не беру в пример детей, растущих в семьях, где без мата даже воды не просят, или семьи народностей, явно отличающихся произношением от классического русского.
Итак, в этом возрасте для детей язык - это, в первую очередь, средство коммуникации, им нужно просто донести информацию, закодированную в словах.
Но наступает следующий период, как правило, с поступления ребенка в школу, т. е. с тех самых 6-7 лет. И ребенок уже начинает подражать, неосознанно использовать и мат, и паразиты, хотя чаще всего паразитов еще мало в этот период.
И наступает возраст, по моим наблюдениям лежащий в районе от 12 до 20 лет (можно и подразбить этот период на части) - это уже совсем другая история! Дети уже в полной мере осознают не только коммуникативный смысл слов, но и их "оборотную" сторону, так же идет в ход всевозможный сленг, слова-паразиты привязываются из подражания и входят в привычку, часто говоря о носителе определенную информацию.
Здесь я веду речь о том, что, начиная с определенного возраста, язык выходит за рамки вербального смысла, вложенного в слова, и в большой мере позволяет в невербальной форме закреплять за носителем определенный статус (посредством манеры выражаться, сленга и т. д.).
Следующий период начинается где-то после тех 20-21 лет, когда человек осознает себя взрослым и более менее осознает свою индивидуальность. Не буду углубляться в психологию и конкретизировать, какие изменения происходят в этот период в голове человека, но с его наступлением происходит следующее (что я чаще всего наблюдаю): язык, как правило, приобретает более литературную форму по сравнению с предыдущим этапом, однако и манера говорить, и особо прицепившиеся слова-паразиты могут неопределенно долго следовать за человеком.
И бывает грустно, когда говоришь с взрослым вроде человеком, отчего-то считающим, что вставлять "Ааэ..." и "типа" после каждого второго слова - это круто. И еще грустнее, когда взрослый человек "не может без мата двух слов связать". И ведь понятно, если покопаться, что привык он так речь связывать не оттого, что иначе не может, а потому, что кто-то (обычно - социальное окружение в определенный период жизни) привило ему мысль о том, что с такой речью его авторитет будет выше. Грустно, что это уже не подражание, а заблуждение...
Инетересно было бы посмотреть, как язык с течением жизни меняет свои функции у носителя, как влияет на его эволюцию социализация (начиная с первичной и заканчивая субкультурами взрослых носителей, где язык выраженно влияет на статус. Но не профессиональных кругов!)
И, наконец, задуматься о том, как можно оставить язык столь же чистым, как у детей и, вместе с тем, чтобы у носителя и статус в своей группе, и собственное осознание остававалось на высоте. Сейчас я такое наблюдаю лишь у т. н. "пожилой инетеллигенции" и редких детей, ею воспитываемых. Однако, и, в целом, их мало, и ценят их язык в основном лишь такие же редкие им подобные.
Вот так, как обычно, на стыке филологии, психологии и социологии крутятся мысли мои.
Мнения? Работы?
Возможно, есть уже работы на тему, о которой я скажу, а если нет, филологам и психологам может быть интересно ее развить.
Итак. Дети и язык, взрослые и язык. Замечали ли вы, как говорят дети, и как взрослые? Замечали, конечно, но каждый - своё.
Если послушать, как общаются дети 5-7 лет, то можно услышать чаще всего довольно внятную неиспорченную русскую речь, которой, к сожалению, столь же часто могут позавидовать взрослые. Там еще нет слов-паразитов, предложения строятся по правилам языка, а мат не нужен, чтобы связывать слова. Я не говорю сейчас о говорах отдельных народностей, но в этом возрасте и всяческих "э-э", "Аа..." в речи тоже гораздо меньше.
Говоря все это, я не беру в пример детей, растущих в семьях, где без мата даже воды не просят, или семьи народностей, явно отличающихся произношением от классического русского.
Итак, в этом возрасте для детей язык - это, в первую очередь, средство коммуникации, им нужно просто донести информацию, закодированную в словах.
Но наступает следующий период, как правило, с поступления ребенка в школу, т. е. с тех самых 6-7 лет. И ребенок уже начинает подражать, неосознанно использовать и мат, и паразиты, хотя чаще всего паразитов еще мало в этот период.
И наступает возраст, по моим наблюдениям лежащий в районе от 12 до 20 лет (можно и подразбить этот период на части) - это уже совсем другая история! Дети уже в полной мере осознают не только коммуникативный смысл слов, но и их "оборотную" сторону, так же идет в ход всевозможный сленг, слова-паразиты привязываются из подражания и входят в привычку, часто говоря о носителе определенную информацию.
Здесь я веду речь о том, что, начиная с определенного возраста, язык выходит за рамки вербального смысла, вложенного в слова, и в большой мере позволяет в невербальной форме закреплять за носителем определенный статус (посредством манеры выражаться, сленга и т. д.).
Следующий период начинается где-то после тех 20-21 лет, когда человек осознает себя взрослым и более менее осознает свою индивидуальность. Не буду углубляться в психологию и конкретизировать, какие изменения происходят в этот период в голове человека, но с его наступлением происходит следующее (что я чаще всего наблюдаю): язык, как правило, приобретает более литературную форму по сравнению с предыдущим этапом, однако и манера говорить, и особо прицепившиеся слова-паразиты могут неопределенно долго следовать за человеком.
И бывает грустно, когда говоришь с взрослым вроде человеком, отчего-то считающим, что вставлять "Ааэ..." и "типа" после каждого второго слова - это круто. И еще грустнее, когда взрослый человек "не может без мата двух слов связать". И ведь понятно, если покопаться, что привык он так речь связывать не оттого, что иначе не может, а потому, что кто-то (обычно - социальное окружение в определенный период жизни) привило ему мысль о том, что с такой речью его авторитет будет выше. Грустно, что это уже не подражание, а заблуждение...
Инетересно было бы посмотреть, как язык с течением жизни меняет свои функции у носителя, как влияет на его эволюцию социализация (начиная с первичной и заканчивая субкультурами взрослых носителей, где язык выраженно влияет на статус. Но не профессиональных кругов!)
И, наконец, задуматься о том, как можно оставить язык столь же чистым, как у детей и, вместе с тем, чтобы у носителя и статус в своей группе, и собственное осознание остававалось на высоте. Сейчас я такое наблюдаю лишь у т. н. "пожилой инетеллигенции" и редких детей, ею воспитываемых. Однако, и, в целом, их мало, и ценят их язык в основном лишь такие же редкие им подобные.
Вот так, как обычно, на стыке филологии, психологии и социологии крутятся мысли мои.
Мнения? Работы?
Если говорить предвзято, то порой эти намеки и двусмысленность настолько надоедают, что хочется пожить в среде, где говорят именно Языком, а не намеками. Дети ли, люди из далекой деревни или иностранцы, выучившие литературный русский.
А если об исследовании, то интересно посмотреть, когда меняются функции и т. д. - уже писал в посте.
Кстати, вот почему нас не понимают иностранцы - потому что у нас намеков больше, чем слов! Еще страшнее, когда тебя не понимает простой русский мужик из деревни где-нибудь в тайге, ибо мы так привыкли к двусмысленности, что уже часто не замечаем, что есть люди, которые искренне и буквально воспринимают наши слова...
Насчёт того, что у детей нет образности и способности намекательства: вспоминаю себя в нежном возрасте четырёх-пяти лет.., я думала, что взрослые очень наивны и с чувством юмора у них не так, чтобы очень )). А я была девчушка шутливая и по части проказ большая выдумщица, хоть и безхитростная по сути... , так вот как что не пошутю причём с самым серьёзным лицом )) - взрослые, чуднЫе люди, вопринимают высказывание за чистую монету и, хохоча во всю глотку, бегут наперегонки, кто быстрее успеет рассказать, что отмочил их чудный-забавный ребёнок
Это я к тому, что по части намёков расхитрившиеся взрослые порой серьёзно проигрывают своим же детишкам =)
DenX
Да, Ден, дети говорят именно так, как следовало бы говорить многим людям, как говорят по-настоящему мудрые политики, чтобы донести свою мысль наибольшему кругу людей. Ведь где ты увидишь лучшего политика, чем ребёнок? Когда ему что-то надо от "больших людей" - он знает, как этого достичь =)
Когда мы вырастаем, с молочными зубками и детским пухом наголове уходит и ещё кое-что, непосредственность, умение удивляться... Но не у всех и не до конца, слава Богу! Надо просто всем нам помнить, что внутри у каждого из нас живёт игривый маленький ласковый ребёнок, способный быть простым и открытым. Honesty is the best policy! )