Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
9 февраля


Дети из младших классов в Усть-Цильме не ходят в школу, если температура ниже -30, а старшеклассники – если ниже -37. Было -31, поэтому Настя с утра ушла в школу, ее мы больше не видели, осталась лишь ее младшая сестра.

У нас была пара часов до того, как мы хотели покинуть село. Село было покрыто туманом, и мороз был некомфортен. Правда, здесь меньше кислорода в воздухе, поэтому все равно легче переносить его, нежели в Москве и западнее.



Село занесено более чем метровым слоем снега, я столько с детства не видел, когда-то столько было у нас в Подмосковье. Фотопробежка вышла короткой, ибо было совсем не комфортно, и остаток времени мы провели в краеведческом музее, где нам даже провели экскурсию за символическую плату. Мне там одежда местная особенно понравилась.







Еще несколько фотографий из Усть-Цильмы >>



На этом первое знакомство с самым северным для меня на данный момент местом было закончено, и мы отправились в обратный путь.

Отъехав на легковушке до развилки Усть-Цильма – Хабариха, мы таким образом выбрались из туманной долины. Здесь уже час ожидания не был таким зябким, и в конце концов мы остановили чистый (!) КАМАЗ. Действительно, нечастое явление, но в этот раз через его стекла даже можно было поснимать трассу (я обычно не снимаю на ходу).







Трасса севера. Мечта (но лишь до следующей зимы ;-) )

------------------







Обратная дорога через Печору являла собой психоделическое зрелище, напомнившее мне антураж фильма Кин-Дза-Дза, перенесенное в ледяную пустыню. Кадр 1 - знаки в тумане.

------------------







Кадр 2: "Не Земля"



КАМАЗ вернул в Диюр, мы поудивляли официанток (тех же, что и по дороге туда), а Аня нашла среди этих снегов своего земляка, причем в лице владельца оленьей фермы. Теперь-то уже никто не мог ей запретить сфотографироваться с оленями (поскольку здесь бывают туристы, по дефолту съемки оленей стоят полтинник). Я мог лишь в очередной раз удивиться, как тесен этот мир :) .

Прямо в 100 метрах от кафе мы и встали на трассу, и снова КАМАЗ! Его особенностью была скорость – ездить на них 90 км/ч мне еще не приходилось. Может, им вообще только по ровному укатанному снегу стоит ездить? А привез он нас в Ижму, один из немногих городов республики, где преобладают представители коми народности.



Приходится признать, что в этом путешествии в республику Коми с коми я общался меньше всего, и даже поехать в отдаленное село мне было суждено в то, где потомки изначально были НЕ-коми. Так что я жалею, что не удалось остаться, например, в той же Ижме на денек. Но зато здесь мы остались на час, и какой это был час!



Абсолютно темный поворот, немилосердный мороз и лишь огромный Орион висит на западной стороне неба. Да, звезды здесь красивые. Через 40 минут зависона мы пошли отогреться в магазин, а в мозг уже просачивались мысли, чтобы дождаться в тепле автобуса, идущего из Усть-Цильмы в Ираёль через два часа. Положение было тяжелым. Мы дали себе полчаса, и трасса смилостивилась.



Но именно в таких испытаниях, в такие моменты становишься как-то ближе к миру, а он к тебе. Так или иначе, в процессе бытия накапливаются какие-то мелочи, заморочки, мешающие ясно мыслить. И именно тогда, когда твое тело подвергается таким невзгодам – морозам ли, голоду или еще каким лишениям, - именно тогда удается вдруг резко абстрагироваться ото всего и почувствовать, что являешься частью этого мира: этих звезд, этой тишины, этого неба… И понимаешь, что и бояться вообще нечего, что все равно ты будешь везде и всегда, потому что ты и все, что вокруг – едино. А тело – лишь оболочка, она может быть, и ее может не быть



Поэтому в любом случае спасибо за это очередное «откровение в испытаниях». Я вновь проникся любовью к миру, и следующие полтора часа езды в Ираёль были для меня очень благостными. Бензовоз, проехавший мимо нас час назад, сделал круг и, возвращаясь, подобрал нас. Я оценил плюсы ночного стопа – в светлое время суток им пассажиров брать нельзя. Естественно, пользуясь случаем, я много узнал о том, какая бывает нефть, ее добыче и т. д. Полезно ездить на специализированных машинах.



Поскольку локомотивы отменились еще раньше, у нас было два варианта: вписываться в пассажирские поезда к проводникам или ехать в общем вагоне за деньги. До поезда было еще 8 часов, поэтому, не отметая вариант финансовых потерь, мы дважды пытались вписаться в проходившие поезда хотя бы до Микуни. Было задорно, но безуспешно. Во всяком случае, мы уже обращались к начальнику поезда, а не к проводникам. Правда, моя напарница сетовала на недостаток уверенности в моих просьбах (ну да, это мой недостаток – я не умею просить, обычно я либо добиваюсь чего-то сам, либо забиваю на это). Во всяком случае, я решил, что не брошу это дело, и автостопом второго рода мне поездить еще удастся. Пока же мы вновь вернулись в теплое здание станции.



- А где вы здесь газету купили?

- Это не здесь, я ее в Омске еще купил.

- О, ничего себе!

- А вы, ребята, геологи, да?

- Нет, мы путешественники, ездили в селение старообрядцев. А почему вы решили, что мы геологи?

- Так смотрю, с рюкзаками, тут геологи приезжают на практику.



После этого разговора, который завела с сидевшим в зале ожидания мужчиной, Аня, мне вдруг стало очень грустно оттого, что мы лишь вольные путешественники, случайно забредшие в этот отдаленный уголок нашей страны. Что мы действительно не геологи, для которых изучение отдаленных и еще не тронутых мест природы является призванием, хлебом и образом жизни.

Тем временем одинокая станция все более проваливалась в морозную северную ночь. В процессе ожидания я запечатлел кадр, который наиболее точно отражает весь тот холод, что царит там. Дело в том, что в привокзальном туалете нет стекол, и температура внутри не отличается от температуры снаружи. Кадр смотрим ниже.



В половине четвертого ночи мы уехали на поезде в Сыктывкар. Даже смешно, что более 300 км в общем вагоне стоят чуть более 150 рублей. Большую часть этого времени мы проспали, набираясь сил.



Кадр, отражающий весь тот холод, что царит там >>

@темы: Экспедиция в респ. Коми - февраль '2007