Такого со мной не было уже очень давно: два дня подряд я ходил в кино, при этом два дня подряд я смотрел по блокбастеру! И первым стал Черновик по книге Сергея Лукьяненко.
Героя удивительным образом стирают из памяти всех его друзей, соседей, родителей, а затем и из записей всех государственных служб. Теперь его попросту нет. Но он жив, и ищет, что делать дальше. А дальше он окажется на перекрестке миров, запрятанном в старой водонапорной башне, и будет выполнять свою функцию - теперь это его единственное призвание. А вот понравится ли ему такая роль, будет видно. Также станет понятно, чем является, на самом деле наш мир, и кто здесь главный...
Как-то так.
![](https://pp.userapi.com/c847120/v847120351/6cf6f/ccKgNyfk3bk.jpg)
Как точно заметил один блоггер, определяющий для Лукьяненко жанр - моральная фантастика. И это действительно то, что я люблю - когда в книге есть и фантастика, и мораль. Поэтому Лукьяненко и числится в списке моих любимых писателей, один из тех, чьих книг в своей жизни я прочитал наибольшее количество.
Читать далее >>"Черновик" я читал достаточно давно, поэтому сюжет помню только в общих чертах, и совершенно не помню некоторых деталей. Поэтому, сев писать сейчас отзыв, даже глянул краткий пересказ книги
. Но даже по тому, что помнил сам, уже можно сказать, что фильм получился... своеобразным. И, знаете, экранизация мне даже по-своему понравилась, просто я буду называть фильм по книге Лукьяненко с припиской: "Черновик. Версия".
Проза С. Лукьяненко всегда притягивала меня самобытной, порою чуть наивной добротой: даже в те моменты, когда под его пером вершатся судьбы миров, не перестаешь чувствовать какого-то милого подросткового оптимизма за будущее героев. Любит автор вставлять в свои книги и параллели с государством, в котором живет, и юмор, всю искрометность которого поймет лишь его соотечественник.
По-моему, экранизировать Лукьяненко вообще довольно тяжело: фантазия у автора отменная, что автоматически делает попытки перенести книгу на экран делом сложным и дорогостоящим. При этом, наряду с традиционными атрибутами фантастических романов типа порталов и бластеров, Сергей довольно плотно привязывает действие к тому времени, в котором живет сам, даже если роман развивается в разных эпохах.
Черновик был написан около 15 лет назад (вышел в 2005), что для книги совсем не много, но вот экранизировать его спустя десятилетие - задача нетривиальная. Всего за десять лет слишком уж сильно поменялась жизнь как в стране, так и в плане развития технологий - в мире, в целом. Появился ряд ценностей и занятий, которых не было всего лишь десятилетие назад. Хорошо, что мобильные уже были, хотя тогда они и умели только звонить. Мы еще не делали селфи и вообще не фоткали все подряд. На улицах ездили другие машины, в моде были готы, и компьютеры у населения чаще всего состояли из системного блока и монитора, а не были единым лэптопом.
Сценаристам пришлось все эти реалии срочно подгонять под формат 2018 года: участники фильма снимают видео для блога, делают сэлфи; перемещаются по Москве хоть и на старенькой Ниве, но теперь уже она, скорее, анахронизм среди современного автопарка мегаполиса. Все это, конечно, нюансы, но фильм является полным отражением того года, в который он снят.
В интервью во время съемок представители компании "Новые люди", которые занимались режиссурой и экранизацией "Черновика", особое внимание уделяли философской и моральной составляющей произведения С. Лукьяненко. По итогам, на мой взгляд, именно их, фильму, все-таки, не достает. Творение на экране из многогранной книги, все-таки, гораздо ближе встало к картинам Марвел.
Хотя здесь и я сам, скорее, столкнулся с редкой для себя ситуацией, когда давно знаю и люблю книгу, а ныне лишь пытаюсь сравнить с нею фильм. Гораздо чаще я смотрю кино, ничего не зная о первоисточнике, и... "заходит". Так и новый блокбастер Сергея Мокрицкого "зайдет" большинству тех, кто с творчеством Лукьяненко не знаком. Наверное, именно как самостоятельное произведение кинематографа его и стоит рассматривать: компьютерная графика в изобилии, сюжетная линия интересная, и, в целом, схожа с первоисточником, география тоже. А нюансы - они на то и нюансы, чтобы каждый режиссер их увидел по-своему. Было же более полувека "бондиад", когда оставалась главной только идея, а все атрибуты времени менялись.
Мне фильм, именно как фильм, блокбастер, на который можно потратить пару часов в кино, скорее, понравился. К просмотру рекомендуется. А книги пусть останутся книгами. Кстати, давно ничего не читал у Лукьяненко
.