
Сегодня открыл сезон больших опер в свой четвертый год жизни в Ижевске. Еще ранней осенью как-то незаметно я сходил на концертную программу, состоявшую из разных опер репертуара ижевского Театра Оперы и Балета, которой открылся нынешний театральный сезон. А сегодня я добрался до представления, на которое мне не удавалось попасть почти два года. Повторяют одну и ту же оперу в нашем театре обычно раза два за год, и дело в том, что именно об этой я узнавал каждый раз аккурат в день показа, и всегда уже были планы на вечер. В этот раз я узнал о постановке... почти за сутки!

Поэтому даже успел прихватить с собой в театр бинокль, и он мне там очень пригодился.
Турандот. Теракотово-кирпичное угловатое слово, которое отложилось в памяти откуда-то из новостей телеканала "Культура", непонятное название, отдававшее терпкой пылью кулис, прогретых софитами. Один из столпов оперного искусства, который попадается на язык, когда вспоминают великие произведения. По иронии судьбы веристов (авторов, писавших в жанре веризма, в котором написана и Турандот), мы начнем проходить как раз на следующей неделе - только к 4 курсу мы до них добрались.
Опера оказалась достаточно короткой - всего два акта. Веристы часто любили и вовсе одноактные постановки - к 20-му веку публике все больше хотелось сжатого и яркого действия на сцене. И действительно, это самая яркая опера, которую я пока что видел на ижевской сцене, и первая опера для меня, которую я больше поглощал глазами, нежели слухом.
Читать далее >>В основе сказка о китайской принцессе, любовь которой можно заслужить, отгадав три ее загадки. Неугадавшего естественно ждет смерть. И сюжет действительно короток и ясен - все действие просто укладывается в несколько сцен, так, что и без либретто все понятно. Кстати, после показа по залу поползли разговоры, что постановка, оказывается, альтернативная, и финал с оригинальным либретто не совпадает. Отправлюсь читать оригинал сразу после публикации отзыва
.
Из того, что точно запомнится из Турандот, - исполненное на сцене Nessun dorma: эта одна из самых известных арий, которую слышали даже далекие от оперы люди. Финальный хор на ту же мелодию. И, пожалуй, главное - это картинка на сцене. Очень атмосферное, теплое, яркое и просто красивое оформление, костюмы (благодаря биноклю разглядел все детали) и декорации. На это просто стоит посмотреть - на два часа ты напрочь забываешь, что все еще находишься в Ижевске.
Еще мне запомнилось, как символично была решена на сцене смерть одной из героинь: говорят, актеры вообще очень суеверны, и очень не любят играть смерть на сцене, что, в принципе, можно понять. Здесь героиня просто сорвала с себя верхнюю одежду, а на рубашке внизу уже были кровавые порезы, после чего просто упала наземь. Пожалуй, я тоже именно за такой символизм.
И еще на первом курсе я писал о том, что в хоре оперного театра пели многие из наших старшекурсников. Теперь пришло и наше время: несколько человек из моей группы на сцене сегодня уже не просто проходят практику, а работают там на ставку. С одной стороны - полезный опыт и кое-какие деньги, но эта дополнительная работа по вечерам, все же, сказывается на учебе, которая мне и так непросто дается, поэтому коллег я вновь наблюдал из зала
.
P. S. Прочитав либретто, понял, что действительно посмотрел сокращенную и альтернативную версию оперы. Ибо в оригинале даже действий три, а не два
.