Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
В Северодвинске я провел лишь один день. Кроме возможности хотя бы раз за лето побывать на море, здесь находится и одна из основных моих целей в этом путешествии - вторая по счету узкоколейная дорога, которые я начал исследовать в этом году.

Кудемская УЖД - одна из немногих сохранившихся в России "узкоколеек", являющаяся полноценно функционирующим пассажирским транспортом. Она соединяет станцию Водогон на окраине Северодвинска с поселком Белое озеро, отстоящим от города чуть более, чем на 30 км вглубь материка. В отличии от Авнюгской УЖД, где мы побывали всего неделю назад, здесь, при всей экзотичности виляющего среди тайги железнодорожного пути, не чувствуется той оторванности и дремучести, что окружает тебя, когда ты отправляешься из Авнюги в сторону Соезерской Пустыни.

Вдоль Кудемской узкоколейки на две трети ее протяженности стоят дачи жителей Северодвинска, до которых вдоль путей можно доехать на своем авто. Ближе к Белому озеру, все-таки, начинается настоящая тайга, но и здесь вдоль всего пути накатана тропка, по которой ездят на мотоцикле. Дрезина, в отличие от Авнюги, не является здесь единственным способом "эскейпа" из лесной чащи.

До станции из города ходит автобус, и, кажется, все местные в курсе, где нужно высаживаться, чтобы попасть на узкоколейку. Я прибыл к стоящему в перелеске локомотиву с вагонами за целый час до отправления, а пассажиры заполнили уже два вагона из четырех. Поскольку на том конце узкоколейки находится не глухая деревня, а дачный поселок, поток людей, особенно в преддверии выходных здесь намного больше. Грибники, садоводы, охотники; мужчины, женщины и дети :) .

Фотографам и путешественникам здесь тоже никто особо не удивляется - каким-то образом Кудемская УЖД попала... в список десяти самых красивых железных дорог мира по версии Forbes! Я мысленно представляю того журналиста, который колесил по миру в поисках интересных "железок", наверняка, впервые оказался на Русском Севере и также впервые увидел узкоколейную железную дорогу, идущую среди болот. Сложно не прийти в восторг! :) Хотя, возможно, все было совсем не так. Кудемская узкоколейка действительно идет среди живописной северной лесотундры, постепенно переходящей в тайгу. Хотелось бы проехать здесь еще и зимой. Я читал ту статью в Forbes, и, все же, не умаляя здешней красоты, на мой взгляд, в России стоило включить туда, как минимум, КБЖД, "Трассу храбрости" Абакан - Тайшет, или, наконец, БАМ!


...Тем временем, пора отправляться. На тепловозе, который повезет нас в лес, развевается... Веселый Роджер! Что ж, будет весело. Самое веселое, пожалуй, это две открытые платформы: никакой лишней безопасности - деревянные борта по пояс, скамьи по краям... вот, в принципе, и все. Зато в хорошую погоду здесь можно прокатиться с ветерком, что и делают местные жители, а с ними и я. Этим вечером с погодой нам повезло. Два оставшиеся вагона крытые, причем один из них - новехонькая модель специально для узкоколейных дорог, сделанный в Камбарке! Привет Удмуртии - нынешнему дому моему :) .

Природа здесь по сравнению с Авнюгской УЖД кажется менее суровой, несмотря на полярные широты - возможно, из-за теплой солнечной погоды; может, оттого, что по краям больше болот, и пейзаж просматривается далеко, в то время, как под Авнюгой вокруг глухая материковая тайга. Возможно, дело и в людях: здесь пассажиры не сидят в медитативной скованности, разглядывая бесконечную стену из берез и осин за окном: на платформе играют с собакой дети; мужчины, покуривая, болтают "за жизнь". Я в течение поездки шатаюсь по платформе с камерой, то снимая видео, то фотографируя, добавляю ситуации туристический колорит.

***

Поезд прибывает на станцию Белое озеро спустя полтора часа после отправления. Место кажется райским (во всяком случае, каким можно представить себе рай на севере): большое лесное озеро блестит в свете летнего вечернего солнца, по берегу расположились дачи, укутанные лоскутами из сосен, елей и осин. Локомотив замолкает, расходятся люди, и наступает та самая чудесная тишина, которую можно найти только вдали от цивилизации - когда каждый звук слышен за сотни метров. Возле какого-то дома стучат по дереву; где-то завелся мотоцикл; из леса, за километр до появления, слышно, как приближается дрезина - местные жители проезжают на них по несколько раз в час.

Прямо рядом со станцией - кладбище старой железнодорожной техники: вагоны, снегоочистители и даже поржавевший локомотив! На озере с разных его сторон мостки, далеко уходящие в воду - можно ловить рыбу, купаться или просто сидеть, свесив ноги, и думать, как здесь, все-таки, здорово :) .

Нагулявшись в окрестностях станции, и побродив вдоль Белого озера, я отправился на другое - то, что лежит подальше, и где еще спокойнее. Обратный поезд утром, и здесь не нужно спешить, как в Соезерье - можно провести вечер наедине с природой и переночевать на берегу. Берега болотистые, мошкара "доставляет", но репелленты и накомарник позволяют почувствовать себя хозяином положения :) . А там, где посуше, и, как ни странно, на самой воде комаров почти нет. Мостик здесь всего один, и в таком чистом и спокойном месте никак нельзя было отказать себе в удовольствии растянуться на его досках и несколько минут просто глазеть в небо, ощущать себя плывущим где-то между водой небесной и водой земной, которая сейчас в тридцати сантиметрах под тобой.


На болоте, впервые в этом году попалась уже поспевшая морошка - личный символ севера для меня. А потом настала белая ночь - и здесь она была именно такой, какой ее и представляешь, вспоминая лето на севере: с луной, туманом над водой, запахом хвои и светлым жидким небом над лесом, который в такие моменты кажется бесконечным.

Фото:

Смотреть далее большой фоторепортаж >>

@темы: УЖД, 2016.07 - Архангельская область, Лето, Отчет о путешествии, Путешествия, Фото