"Я не знаю, как жить, если смерть станет вдруг невозможной..."
(с) Юрий Шевчук
Сегодня я дочитал книгу, в ауре которой прошел весь прошедший месяц.
"Если человек любит, он не знает точно - за что. Если знает - это уже не любовь, это экономика", - сказал однажды кто-то. Также и здесь: сюжеты и имена главных героев растворятся во времени, а эмоции ты будешь помнить всю жизнь. Новая книга Дмитрия Глуховского "Будущее" - одна из тех, забыть которую не получится. Потрясающе глубокий, подробный, грязный, жесткий, противоречивый... и удивительно сильный роман. Его сложно сравнивать. Такая сила есть в "Лорде с планеты Земля" Лукьяненко, хотя за пять лет с тех пор, как я прочел ту книгу, я совсем уже не помню сюжета, а лишь последние строки и эмоции. Такая сила есть в "Сто лет одиночества" Маркеса, хотя сравнивать их нет никакого смысла - ничего общего в них нет. Разве что...
"Будущее" - роман-утопия о том варианте развития нашей жизни, при котором человечество победит смерть. Гедонизм станет основной религией, а главной проблемой бессмертных людей будет лишь нехватка ресурсов - пищи, энергии, пространства. Ценой за бессмертие станет запрет на рождение новых людей. Зачавший ребенка должен выбрать смерть для себя.
Читать далее >>В "Будущем" Глуховского люди, оставшись вечно молодыми и здоровыми перед лицом вечности, сосредоточились на удовольствиях тела и позабыли о душе. Цена жизни возросла во сто крат... и обесценилась, стоило победить смерть. Парадокс в том, что умирать не желает никто - ни бессмертный, ни обреченный. Но, оказывается, именно смертным - всем нам, и авторам, и читателям, - дано по-настоящему ценить жизнь. Об этом и книга.
"Будущее" полно деталями. Настолько лаконично сплетено из тонких нитей слов, что через пару абзцев ты сам уже живешь по ту сторону текста, касаешься композитных стекол и вдыхаешь дезодорированный воздух европейских гигаполисов. Даже мне, человеку, которому погрузиться в книгу всегда было непросто, в этот раз подобное удавалось с регулярной простотой. Удивительная лаконичность, наполненность и эмоциональная завершенность фраз. А еще "Будущее" полно аллюзий на современную Россию: Глуховский - не только писатель, но и журналист - также не изменяет себе в этом.
С доскональной точностью автор передает первый опыт общения отца со своим ребенком. Невозможно написать так, не будучи отцом самому. И с той же щепетильностью - грязь и первобытные естество, в котором герои совокупляются под пером автора, изнемогая в оргазмических конвульсиях. Глуховский - автор, о котором десять лет назад почти никто не слышал, - сейчас мастер слова, книги которого позволяют прочувствовать гамму совершенно разноплановых ощущений: от наслаждения до отвращения, от негодования до привязанности и заботы.
"В детстве гораздо проще думать, что тебя никто не любит, чем осознавать, что любить тебя некому".
В книге множество цитат, которые хочется запомнить, но я прочел ее на бумаге, где не поставишь закладку на каждую фразу, и, значит, большинство просто впитается в подсознание. Возможно, так оно и должно быть. На самом деле, совсем и не хочется ворошить копилку с ними. "Будущее" - одна из немногих прочитанных мною книг, которую по прочтении не хочется препарировать и вычленять что-то отдельное. Одной всеобъемлющей эмоцией "Классно!" иногда можно выразить гораздо больше.