Этой осенью долго и неспешно читал роман Марка Твена "Налегке". Автор известен в России, прежде всего, благодаря своим книгам о приключениях Тома Сойера и Гека Финна, многими воспринимается как писатель, творивший для юношеской аудитории. Некоторые вспомнят также, что его перу принадлежит повесть "Принц и нищий" (хотя, до нынешней осени я сам честно не знал автора этого произведения). Но, помимо прочего, Твен был известным в свое время журналистом, а также мастером сатирического рассказа, обличавшего реалии американского общества второй половины 19-го века.

Мало кто знает, что в жизни этого "мудреца от сатиры" был период юношеских скитаний и приключений, во время которых Твену довелось побывать и в разных частях своей страны, и в Европе, и на Ближнем Востоке. Роман "Налегке" охватывает 7 лет жизни автора, которые он провел на "Диком Западе" США в период "серебряной лихорадки" в Неваде.
Книгу условно можно поделить на три части: "путевые заметки" из путешествия через американский континент с Востока на Запад; жизнь в охваченной "серебряной лихорадкой" горной и пустынной Неваде; рассказ о путешествии на Гавайи, в деталях повествующий о том, что из себя представлял этот заповедный уголок Земного шара в 1860-х годах 19-го века. Вся книга пестрит искрометным часто даже саркастическим юмором.
Читать далее >>Мне книга оказалась интересна, прежде всего, как летопись путешественника, преодолевшего чрезвычайно интересный маршрут в чрезвычайно интересное время. Автор совершил путешествие из штата Миссури в Неваду, преодолев несколько штатов на почтовой карете через прерии, горы и пустыни, когда дорог, как таковых в США еще не было. Подробно описан быт путешествинника того времени, смена лошадей, описания американских постоялых дворов и прочего. Честно, очень хотелось бы прочитать о подобном путешествии в 19-м веке по России.
Но кроме путевых замето, роман "Налегке" подтолкнул и к получению новых знаний. Прежде всего, когда автор завел речь о перемещении по американскому континенту, вдруг стало понятно, что я абсолютно не представляю географию Соединенных Штатов. О том, где какие штаты США находятся, вряд ли можно составить представление лишь по американским фильмам. Но, кажется, это и был для меня практически единственный источник знаний о США до этой осени. Как итог - первую треть книги я читал, регулярно переключаясь на приложение "Карты", следя за маршрутом автора. Так я узнал, где находится штат Миссури (который, по совместительству - родина Марка Твена); о том, что в географии США существуют не только восточные и западные штаты, но и понятие Среднего Запада; то, что, собственно, Невада - один из чисто западных штатов. Один вечер, помню, полностью провел за чтением страниц Википедии о географии США, климате и прочих интересных фактах. Кстати, красоты Невады и Калифорнии таковы, что в огромной и горячо любимой России еще поискать.
Дальше - больше. Я практически ничего не знал об истории освоения США. Как обстояли дела в 19-м веке в Европе, я еще более менее представляю. Гораздо больше могу сказать об этом времени в России, хотя, и без излишних подробностей. Но на месте истории другой мировой сверхдержавы в голове было лишь огромное белое пятно, вмещавшее в себя отдельными строчками "дикий запад", "войну севера и юга", ковбоев", "Линкольна на долларовой купюре" и... пожалуй, все. Не помню, в каком объеме мы изучали историю американского континента в рамках мировой истории в школе (а изучали?), но знания явно давно выветрились (улыбка). В итоге, еще несколько вечеров было потрачено на чтение статей о завоевании Запада США, причинах войны Севера и Юга (и того, чем, собственно, эта война была для американцев). Интересным, кстати, показалось понятие "фронтира" - границы западной и восточной части страны и сравнение с так называемым российским "Сибирским фронтиром", такжу условно делящим нашу страну на Европу и Сибирь. Нашел даже чей-то автореферат диссертации по геополитике на эту тему. Финалом знакомства с историей США стал просмотр эпического трехчасового фильма 60-х годов "Как был завоеван Запад".
По итогам этого экскурса в историю и географию я подумал вот что. Почему-то у российских путешественников очень популярно изучение культур либо стран третьего мира, либо, на худой конец, старушки-Европы, а вот углубление в культуру страны, схожую по ресурсам и возможностям с нашей, при этом, умеющей этими ресурсами управлять, многим менее интересно. Хотя, если касаться автостопа, то в отношении США кто-то, все же, верно заметил "Штаты хоть и являются родиной автостопа, но австостоп там далеко не лучший". Впрочем, это уже не по теме.
Вообще, данный роман Марка Твена оказался полезным еще с одной стороны. Погружаясь в бытовую жизнь американцев середины прошлого столетия, гораздо понятнее становятся особенности менталитета нынешних жителей Соединенных штатов. Автор не раз приводит факты, естественные уже в то время в американском обществе, которые, однако, подчас казались мне диковатыми. Но тут важно просто знать корни различий наших народов.
Дальше традиционные несколько цитат из книги. Здесь их получилось совсем немного.
"Он умирал от голода и усталости. Было бы бесчеловечно не подобрать этого несчастного. Мы оплатили его проезд до Карсона и посадили его в карету."
Автор с братом в течение двух недель ехали в почтовой карете на запад США из штата Миссури в Неваду. Пересекая пустыню, они подобрали путника и довезли его до ближайшего населенного пункта. Однако такое естественное упоминание о том, что они оплатили его проезд, меня покоробила. То есть, без денег этот несчастный был бы обречен на смерть в пустыне, и никто бы из милости его не вывез к людям? Такой особенности менталитета я, как представитель, наверное, "восточного общества", понять не смог. Кстати, недавно познакомился с американским фильмом "Париж, Техас". В нем за главным героем, потерявшим память и найденным в техасской пустыне фермером, приезжает из Калифорнии брат. Первое, о чем говорит фермер приехавшему брату: "Ваш брат рядом, но давайте сначала уладим финансовые вопросы..." Как у них там вообще с бескорыстием?..
"Объяснялось это просто: перевозка грузов стала такой насущной потребностью, и дело это расширялось так стремительно, что дорожная лихорадка охватила людей с не меньшей силой, чем серебряная."
В книге Марк Твен дает косвенный ответ, почему в США так хорошо обстоят дела с дорогами (а в России это вечная беда).
"Они смирны, миролюбивы, покладисты, трезвого поведения и работают с утра до вечера. Буйный китаец — редкость, ленивый китаец просто не существует в природе."
Оказывается, уже полтора века назад китайцы были отличными гастарбайтерами, только тогда они "оккупировали" не нашу Сибирь, а американскую Калифорнию и другие западные штаты. Об этом немало написано в книге.
"Вначале природа там кажется прелестной, но однообразие ее прелести скоро приедается. Изменчивость — вот волшебница, с помощью которой природа творит свои чудеса. Страна, в которой существует четыре резко разграниченных времени года, всегда прекрасна и никогда не прискучит."
Здесь автор очень хорошо сказал о странах с "вечным летом". Мигрирующим в Тайланды и иже с ними посвящается.
Закончу отзыв довольно объемной цитатой, в которой автор во время путешествия на Гавайские острова очень хорошо обличает ценности "цивилизованного общества" и иронизирует над деятельностью миссионеров.
"...Некогда здесь (на Сандвичевых (Гавайских) островах) приносились человеческие жертвы — в те далекие времена, когда простодушный сын природы, не устояв перед жгучим соблазном и совершив под горячую руку грех, мог, одумавшись в более трезвую минуту, с благородной прямотой признаться в содеянном и тут же искупить свой грех кровью собственной бабушки; в те благословенные времена, когда бедный грешник мог при случае очищать свою совесть и, покуда у него не иссякнет запас родственников, покупать себе душевный покой; задолго до того, как миссионеры, претерпевая несчетные лишения и невзгоды, прибыли сюда, чтобы сделать нашего безмятежного грешника навеки несчастным своими рассказами о радостях и блаженстве, ожидающих его в почти недосягаемом раю, и о мрачном унынии преисподней, куда он с такой ужасающей легкостью может угодить; чтобы объяснить бедному туземцу, что в своем невежестве он совершенно понапрасну, без всякой пользы для себя израсходовал всех своих родственников; чтобы открыть ему всю прелесть поденной работы; при которой на вырученные сегодня пятьдесят центов можно прокормиться весь завтрашний день, и доказать преимущество такого образа жизни перед тем, к которому он привык, когда ловил рыбу скуки ради, в продолжение нескончаемого тропического лета валялся на травке и вкушал пищу, уготованную ему природой и доставшуюся ему без труда.
"Налегке" вроде не входит в серию.
Е. Вишневский в частности