понедельник, 23 апреля 2012
Василий
“501-я строка ГУЛАГа”, она же ныне недействующая железнодорожная магистраль Салехард – Надым пребывает сейчас в состоянии полнейшего запустения. Большинство рельс разобрано, мосты сгнили, постройки около трассы тоже практически все разрушены. Однако некоторые из них все еще способны дать кров и тепло случайным и неслучайным обитателям. В таком здании, когда-то представлявшим собой станционную постройку на 112-м километре пути, живет сейчас человек по имени Василий. Чуть за пятьдесят, в неплохой физической форме, большую часть года он здесь совершенно один. Когда зимник тает, связи с внешним миром не остается практически никакой. Больше сотни километров по раскуроченной насыпи и остаткам шпал – не лучший способ сходить на встречу к людям. Зато, как добротная стена, тайга отделяет его на все лето и осень от социума.
В доме множество видеокассет, старый телевизор, старомодный радиоприемник: каким-то образом он заряжает аккумуляторы, чтобы иногда смотреть и слушать. Возможно, заряженные привозят водители. Но, думается, большую часть лета ему остаются лишь книги да тайга вокруг. Впрочем, вести здесь одному все хозяйство требует немало времени.
Привозят водители Василию не только аккумуляторы, но и продовольствие. Заехать к нему на привал, единственный на весь путь, среди водителей уже почти традиция. А он всегда готов накормить путников, ибо приход – так повелось – у него больше расхода. Приезжают к нему и оленеводы: пока мы идем к дому, от него уезжает целый караван хантов на снегоходах. А еще, как говорят, Василий иногда шутит, что “в летние месяцы его печень отдыхает”, ибо привозят ему, видимо, не только продукты (улыбка).
Читать далее >>Дом Василия состоит из небольших сеней и комнаты, совмещенной с подобием кухни – закутком с раковиной и столешницей. Внутри тепло: хитро продумано отопление еще со времен, когда построили этот дом: “буржуйка”, система труб, никакого открытого огня. Вдоль стен несколько двухэтажных нар – при надобности можно разместить десяток человек. Из освещения свеча на столе в комнате и тусклый фонарик на светодиодах на “кухне”.
...Проведя треть суток в трясущихся КАМАЗах, мы в этом полутемном доме все еще в трансе: не покидает ощущение, что мы проехали сквозь время и оказались где-то (когда-то?) в восьмидесятых годах прошлого века. Свеча, видеокассеты на полках, одинокий человек в тайге, радио говорит сиплым голосом столичной радиостанции. Смешение времен и пространств... Однако ото всего веет таким уютом и спокойствием, что здесь хочется остаться подольше.
Турки привезли Василию сахар, сами же достали несколько жареных кур (видимо, из той палатки в Аксарке) и с жадностью набросились на еду, доверяя более пальцам, нежели глазам в неверном свете свечи. Несмотря на долгий путь, после сложной дороги мне сейчас меньше всего хочется мяса, Настя же вовсе его не ест. Скромно пьем чай с припасенными пирожками, выдавая в себе городских жителей. Все едят неспешно, также пьют чай. Еще полчаса просто отдыхаем и общаемся.
“501-я и 503-я стройки” Салехард – Надым – Игарка не так уж безлюдны, как можно подумать. Та, “503-я”, что идет в сторону Енисея, действительно почти непроходима (зато редкие люди, бывавшие там, рассказывают о целых кладбищах паровозов первой половины 20-го века посреди тайги). “501-я” же, что соединила когда-то берега реки Надым с побережьем Оби в Салехарде, весьма популярна у поклонников истории ГУЛАГа. Можно даже сказать, является одним из “культовых” объектов. Василий рассказывает, что “несколько человек в год точно проходят здесь пешком” и, конечно, не минуют его дом. Упоминает и путешественника, судя по описанию, небезызвестного Александра Иванова: “Аж дважды заезжал, во второй раз книжку свою привез о первом путешествии, увлеченный такой, смешной... Все они, туристы эти, смешные немного... Прутся через тайгу куда-то...”
В заключении стоит сказать, что участки железной дороги от Надыма до Нового Уренгоя и Коротчаево тоже являются частями бывшей стройки “501”, однако на них существует грузовое движение, а от Нового Уренгоя и пассажирское. В планах освоения нефтегазового севера в будущем планируется не только связать Салехард с Надымом автотрассой, но и восстановить железную дорогу.Но пока это лишь проект, и побывать всем желающим на развалинах сталинской истории СССР, думается, времени еще хватит.
...Турки, наконец, готовы ехать. На часах почти час ночи. Тот, что с которым ехал я, просит поменяться местами с Настей и пересесть к узбеку. Колеблюсь, но все оказывается просто: я просто большую часть того, что он говорил по-русски, не мог понять из-за акцента, и он вконец устал от моих переспрашиваний (улыбка). Зато он, кстати, понимал меня и по-русски, и по-татарски, когда я пытался с ним на нем заговорить. Вдвойне обидно
. Что ж, бригадир здесь он, команду тоже распределяет он: меняемся местами и едем. Все нормально.
@темы:
2012.02 - ЯНАО и ХМАО,
Отчет о путешествии,
Путешествия