1. Основными являются три субстанции: деньги, время и, назовем это, нервы (душевное спокойствие, психическое здоровье, гармония с миром etc.). Обозначим их соответственно 1, 2 и 3. Эти три фактора повсеместного личного и общественного существования являются стопроцентно ликвидными относительно друг друга. Если у нас нет денег, мы можем достичь чего-то без их затрат, вложив только время и нервы. Если у нас нет времени, мы можем вложить или деньги, или нервы, или и то, и другое. Если у нас душевного спокойствия, мы можем вложить в способы его обретения как деньги, так и время (результат, однако же, вариативен).
2. Главной субстанцией из перечисленных является последняя - душевное спокойствие (уравновешенность, удовлетворенность миром, счастье - по выражению некоторых - это как раз оно). Два других фактора являются вспомогательными для созидания и поддержания вышеупомянутого. Однако же, при отсутствии и времени, и денег наличие развитого третьего фактора вполне возможно путем соотнесения известных (и поиска новых) парадигм. Наличие первого фактора - денег, так же вполне возможно без остальных двух, хотя, как правило, является взаимоисключающим по отношению к фактору 3 (особенно при отсутствии свободного времени). И, наконец, наличие времени может сказаться на характеристиках двух остальных факторов как положительно, так и отрицательно.
3. Из пункта 2 следует закономерность: факторы имеют взаимоограничивающую экзистенциальную направленность, то есть все три не могут одновременно стремиться к положительной бесконечности. Субстанция времени, как правило, двояко сказывается и на субстанции денег, и на ощущении душевного равновесия. Душевное равновесие, являясь превалирущим, обычно нивелирует два других фактора в восприятии субъекта (общества), с другой стороны приводя к стабилизации или регрессии фактора 1 и прогрессу или стабилизации фактора 2.
Как и прежде, наиболее острым является фактор денег, курс обмена которого на другие два несравнимо выше остальных перекрестных связей. При прогрессивном развитии этого фактора сначала стабилизируются, а затем начинают стремительно падать как душевное спокойствие, так и временная детерминанта, как правило, тесно переплетаясь друг с другом.
4. Рекомендации. Приняв за аксиому главенство третьей субстанции, выводим близкий к оптимальному путь развития личности (общества): поиск компромиссного переплетения времени и денег для сохранения и увеличения внутренней удовлетворенности миром (по умолчанию человек рождается с максимально возможным значением душевного равновесия, уменьшающегося с течением времени, к идеалу которого и должен стремиться в дальнейшей жизни). Идеал не может быть достигнуть ввиду установленых пределов со стороны социльного устройства современного общества, но максимальное приближение к нему возможно (здесь мы встречаемся с параллелями восточных философских учений, многие постулаты которых здесь и интерпретированы).
5. Экзистенциализм. Осознанность. Возможность выбора.
...Может и не сказал чего-то кардинально нового. Но это мой выбор...
3 сентября 2005 г.
Раннее утро, Москва, перрон, толпа...