7 февраля
Утро началось с того, что я узнал запах серы. У Ника капитально разрушилась канализация, и с утра слесари сваривали трубы, очищая их серой. Не знал, что это действительно настолько мерзкий запах. Я так и не вылезал из спальника, пока все не выветрилось.
Луц с Татей собирались поехать по зимнику в Печору, откуда за 170 р. доехать до Воркуты, а оттуда в Салехард, но в последний момент уехали на поезде в Воркуту прямо из Ухты (что, в прочем, не намного дороже в общем вагоне).
Этим утром и мы вяснили свои дальнейшие планы. Во-первых, наша одежда была не приспособлена к езде в жутко грязных локомотивах (по-любому нужен сменный комплект, чего не жалко), поэтому оставалось ехать только цивилами либо вписываться в пассажирские поезда. Деньги вроде еще были, но наш драйвер, на которого мы так надеялись, как выяснилось, все еще стоит в Сосногорске и ожидает платформу до Воркуты. Ехать же в этот город без экскурсовода и вписки совсем не захотелось. В итоге рейд за полярный круг был отложен на следующий раз.
Альтернативой стало весьма известное в республике, но трудно доступное село в 100 км до полярного круга Усть-Цильма, где проживают остатки старообрядцев европейского севера, изгнанные сюда еще во времена Ивана Грозного из Великого Новгорода.
Таким образом, мы убивали двух зайцев: побывать в отдаленных северных широтах и пособирать информацию о жизни людей, живущих в таком достаточно изолированном и далеком от нас месте. Еще нам предстоял опыт «поиска вписки на месте», чего я не делал никогда, а напарнице представлялось задачей весьма легкой.
Чтобы добраться до Усть-Цильмы, нужно проделать 80 км по ж/д до поселка Ираёль, а оттуда 200 км по трассе и зимнику через реку Печора по льду до села.
Поезд свой участок преодолевает за 2 часа, но идет в 2 часа ночи, поэтому в 0 часов мы – о, ужас! – на такси добрались до вокзала и следующие два часа просто проспали в поезде.
Приходится признаться, что «стопщика в косухе» без гроша в кармане никак не получается, да и другие, с которыми общаешься, тоже не такие уж бедные люди. Эх, а ведь стоп для меня начался именно с общения с хиппи и неформалами…
Вокзальная площадь Ухты