Парадокс: творчество пышнее всего расцветает там, где живет борьба. Когда все ровно и хорошо, поют птички, мальчики встречаются с девочками, песни застревают в ушах. А до сердца может достать только крик, боль и... непременное движение к свету как первооснова того, что заставляет творить и создателя, и зрителя. "То, что не убивает, делает нас... светлей".
Я снова о группе Немного нервно, и теперь это полноценная рецензия.
Честно пытался переслушать раннее их творчество 2010-2012 годов: большая часть, все-таки, музыка женская - о том, прежде всего, что женщина чувствует, как проживает и как идет вперед. Есть несколько трогающих душу песен, которые забрались в мой плейлист, но все - не дослушал.
А захотел вообще подробно изучить их творчество после случайно услышанной песни с альбома последнего, 2019 года, "Светлей". И сегодня добрался до него совершенно не обычно, как не делал уже очень давно, много лет: поставил альбом в плеере и пошел в наушниках через город, провожая холодный закат.
"Светлей" настолько разительно отличается от того, что я знал у "Немного нервно", что, похоже, станет для меня знаковым сборником песен этого лета, если не всего периода, который я сейчас проживаю. Невероятно зрелый, пронзительный, раздирающий душу безмолвным криком.
читать дальшеАбсолютно антимилитаристский альбом, в каждой песне которого звучат слова о войне, и в каждой строке которых слышны боль и неприятие ее бессмысленной сущности. "Слова о том, о чем не принято говорить - без времени и места" - написано на их сайте. Но слушая, я, все же, смел предположить, о какой войне идет речь в песнях этой украинской группы.
Но мне сложно вспомнить тех, даже матерых мэтров, кто написал и исполнил бы песни о войне - любой бессмысленной бойне - так пронзительно и пронизывающе до пяток. Тихий крик. Холодный огонь. И именно этот безумный оксюморон медленных ритмов, ровного голоса и холодных булыжников слов о самом страшном и стреляет в самое сердце. И, как насмешка, неестественно больно звучит мажорный лад, в котором на самом деле, написаны многие песни альбома, также как и вальсирующий ритм в 3/4, который вообще всегда цепляет что-то внутри, а здесь лишь сильнее оттеняет смысл от формы. Давно не слышал ничего подобного.
Во всем альбоме царит лаконичность: ни одной безумной пляски ударных, ни одного надрыва в голосе и даже "немного нервная" фишка голоса Екатерины Гопенко в этом альбоме практически выровнялась... чтобы кричать за пределами слуха.
Центральная песня, которой начинается и заканчивается альбом, самая, пожалуй, лаконичная по форме, своим музыкальным полотном внезапно напомнила - давно, из детства - "Романс" Дельфина, такой же, пронзительный, на грани музыки и тишины. "Нет ничего, кроме любви..." - всеобъемлющее, оскалом смеющееся в лицо и всепрощающее:
"Когда ты поставишь меня к стене -
Меня и всех тех, кто сыт войной -
Я буду спокоен, я буду почти готов
Сказать:
Нет ничего кроме любви.
Здесь нет ничего кроме любви."
"Быстрее пуль" - выносит приговор и дает надежду:
"И я надеваю траур,
На восточный манер – белый,
Как всякий, кто будет слеп.
А все, для кого я пела,
Лягут в черные травы
На этой ничьей земле.
И не забудь –
Есть те, кто быстрее пуль..."
В "Жить дальше" - надежда - это все, что остается:
"Если бы не фонари
на твоей улице -
я бы не заметила даже
две свинцовых звезды,
смешных пули,
обрывающих путь
дальше.
Я предложила бы жить,
предложила бы жить
дальше".
А "Светлей" разрешает жить, как бы страшно это не было:
"Так поет война –
Как тысячи ртов, распахнутых в новый гимн.
Так не видать ни зги,
Когда тень любви принимает тебя в плен.
Все, что не убивает меня -
Делает меня светлей."
...Я думал о "детях цветов". Похоже, со времен Вьетнама они впервые с такой беззащитной искренностью возрождаются в 21 веке. В войне нет ни капли красоты, но именно она порождает такое прекрасное творчество. Еще один парадокс...