Это был третий концерт БГ в моей жизни, и, наверное, самый длинный из концертов вообще, на которых я бывал. Первый раз мы пошли на БГ с другом, когда я учился в университете, и он меня поразил, насколько богаты и необычны были аранжировки привычных уже песен. На второй я ходил один, это было весной, спустя год или два после первого, и сам концерт был пронизан настроением "весенним ветром девяноста дней и девяноста ночей". С тех пор прошел еще не один год, я переехал в другой город, выросли цены на билеты - а концерты Аквариума все такие же неповторимые и легендарные.
Как известно, перед выступлением каждый из залов, где выступает Борис Гребенщиков, окуривается индийскими благовониями. Не стал исключением и чинный ижевский "Аксион". Сама же обстановка, несмотря на масштабную сцену, на концерте получилась совершенно домашняя. Для этого нужно было расставить по краям два торшера с абажурами, и еще один в глубине сцены, и поставить столики с напитками для исполнителей. Слева примостился гитарист Алексей Зубарев - этого колоритнейшего бородатого деда в шляпе я видел впервые. Брайан Финнеган от песни к песне менял рядом флейты. Ближе к другому краю сцены то за скрипку, а то за синтезатор брался Андрей Суротдинов. В команде с Гребенщиковым традиционно играют профессионалы-мультиинструменталисты.
Сам Борис Борисович в течение всего концерта, и, особенно, поначалу, откровенно сипел, и потом даже пошутил, что весь этот концерт - это эксперимент, можно ли давать концерт абсолютно без голоса . Непонятно, простыл ли мэтр, или сказываются годы за микрофоном, но ближе к концу голос к нему немного вернулся, а на всем протяжении выступления он пробуждал его разными напитками .
Вообще, нынешний тур Аквариума по городам страны приурочен к выходу очередного альбома - Время N. После довольно долгого для БГ перерыва, нескольких синглов - наконец, полноценный альбом, песни которого связаны единой идеей. Я нарочно не слушал его до концерта, решив сделать себе его премьеру вживую. Но Борис Борисович поступил хитрее...
Читать далее >>В первый час концерта я даже начал разочаровываться. Конечно, понятно, когда в город приезжает легенда такого масштаба, от нее ждут не только премьер, но и давно знакомых хитов. И именно для таких ожидающих БГ и начал петь песни, написанные двадцать, тридцать и даже сорок один год назад! "Двери травы", "Гарсон номер два" не стареют. Здорово, душевно, но мне по-прежнему хотелось премьеры.
На второй час, когда большинство других исполнителей постепенно начинают подводить свои концерты к завершению, зазвучали и более новые песни, написанные уже в двадцать первом веке. Где-то с середины "нулевых" с творчеством Аквариума начал знакомиться я, и через всю мою сознательную жизнь идут его песни, написанные примерно с начала двухтысячных годов. Это был час подпевок, ностальгии по первым собственным путешествиям под его музыку и просто открытию мира, когда почти к каждой ситуации можно найти цитату в его творчестве.
И только на третий час, когда от потока музыки и текста даже начинаешь чуток уставать (а концерт шел без антракта, так что тяжело было и музыкантам), Борис Борисович выдал заглавную "Время N". Затем еще через несколько старых хитов "Сякухачи" и уже знакомую по синглу "Песню нелюбимых". Именно эти песни (как и другие с "Песен нелюбимых" и "Соли") многие считают сейчас в его творчестве едва ли не самыми мрачными, ища ответа, что так омрачает просветленного жизнерадостного старца. Когда слушал "Песни нелюбимых" впервые сам, едва дождался конца альбома. Не знаю, почему, но сейчас - и со сцены - именно они, наполненные одновременно сожалением и борьбой, ближе всего пришлись по сердцу. Возможно, еще и потому, что на вышедшем "Времени N", Гребенщиков, наконец, разрешает скопившееся за несколько лет напряжение в своей музыке, постепенно возвращаясь к радости, спокойствию и свету.
Последней песней с нового альбома на концерте стала "Прикуривает от пустоты" - уже на удивление светлая, пронзительно метафоричная, за что мы так и любим БГ, акустическая композиция. По сути, вторую половину альбома Гребенщиков предоставил слушателям, все же, распробовать самостоятельно.
Ближе к концу третьего часа музыканты покинули сцену, а зрители начали беспрестанно апплодировать, и так продолжалось еще около десяти (!) минут... пока Аквариум на сцену не вернулся на бис. И на бис они играли еще почти сорок минут, в течение которых даже в сидячем зале уже никто не сидел - легенду слушали стоя, танцуя при этом возле кресел. И так до тех пор, пока каждый - и в зале, и на сцене - не осознали, что наполнены происходящим до краев, и пора нести свою любовь дальше.