На днях, наконец, "распробовал" одну из легендарных русских опер. Когда проходили ее год назад на Музыкальной литературе, честно говоря, прошла мимо, как и еще несколько других - признаться, тогда русское оперное творчество захватило меня меньше, чем европейское. А потом проходит время, начинают нравиться какие-то отдельные куски, которые попадаются на слух... и вот уже ты созрел, чтобы насладиться этим огромным трудом.

Наверное, это моя особенность - я заметил это как раз, когда пришел учиться в музыкальный колледж: не могу схватить всю тему сразу. Новые знания и опыт падают разрозненными крупицами на дно сознания, так, что выходишь с урока полон и, в то же время, пуст, и не можешь ничего сделать с тем, что только что узнал - ни задачу по гармонии решить, ни восторг от арии испытать какой-нибудь. Но проходит какое-то время - может быть пара недель, а может, несколько месяцев, и в какой-то момент все части знания и опыта встают в единую картину, и ты вдруг понимаешь, что полностью владеешь и ориентируешься в теме, чувствуешь все детали произведения. Часто это мешает: например, те же задачи я иногда решаю, сам до какого-то момента не до конца понимая, как они у меня решаются . Но зато это позволяет и пережить несколько раз один и тот же опыт на разных уровнях - и вот это уже здорово.

Честно признаюсь, заставить себя посмотреть трехчасовую оперу, не отрываясь, я не в силах, какой бы она не была прекрасной. Выделить вечер и пойти в театр - это одно, а вот в записи... Наверное, я жертва "клипового" мышления. Поэтому начал ее я смотреть в маршрутке, продолжил в электричке, а досмотрел сегодня уже дома.

И тронуло! На удивление простая и понятная музыка (за что Глинку во время премьеры даже осудили - "простецкая"), несколько на редкость красивых арий, драматизм (я смотрел постановку 1992 года с Нестеренко и Зарембой). Что характерно, в ариях понятны практически все слова, и часто даже в хоре (!)