Приехав в Авнюгу, мы с вечера решили дойти до места отправления поезда, чтобы утром было ближе к нему идти. Но ночевать в палатке на этот раз не пришлось: подошли набрать воды из колонки и повстречали женщину, которая, как и моя напарница, оказалась из... Перми. Обрадованная встречей с земляками, она пригласила ночевать нас к себе. По дороге к ее дому прошли просеку, на месте которой как раз проходила разобранная ныне часть узкоколейки.
Зинаиде Андреевне в этом году 60, она живет одна, держит целый дом, скотину и огромный огород. Косит сено, плетет из бересты и складывает оригами. Героическая женщина.
Спали недолго, так как поезд в царство болот отправляется уже в шесть часов. Встали часом ранее и даже успели слегка позавтракать. А дальше начался спринт. Зинаида Андреевна направила нас к стоянке поезда от своего дома, пообещав, что мы дойдем за десять минут. Но, кажется, мы заблудились. Вскоре появились развороченные шпалы, а потом и рельсы, но никакого перрона не было. Где-то за кустами гудела мотриса, а мы все шли по рельсам в лес. Давно не помню такого отчаяния - за пять минут до отправления поезда, который ходит два раза в неделю, мы уже были уверены, что удача помахала перед нами хвостом.
Мы повернули обратно, дошли до развилки, которую миновали недавно - это было единственным местом, где, как я предположил, поезд мог выезжать на основную колею и... не ошиблись! Было слышно, что мотриса за кустами тронулась, и вскоре из-за поворота показалось ЭТО! Это двигалось, пыхтело и тарахтело... и остановилось нам прямо в лесу! Так сегодня случился мой первый опыт локостопа .
Вообще, в отсутствие поезда по этим рельсам также пускают мотодрезину - своеобразное такси на рельсах на для одного или двух человек. Но когда, уже в конца пути, случайно увидел, что из себя эта дрезина представляет, я многократно обрадовался, что, все-таки, мы попали на этот поезд.
Читать и смотреть далее (+много) >>Взобрались в вагон, описать который стоит отдельно, а за нами вошел машинист, он же кассир, собрал с нас по 100 рублей и вернулся в кабину, дабы увести нас в самую тайгу.
В вагоне всего пять пассажиров, но и сам он совсем не большой - лавки на двоих, несколько из них снято, и на их месте установлена буржуйка для обогрева зимой. Освещения тоже нет, только на зиму, говорят, протягивают провод с лампочкой из тепловоза. Сложно сказать, - наши мамы, дедушки или кто-то постарше является ровесником этого вагона, но время, раскатанное по ржавым рельсам среди северных болот, сквозит из всех щелей: из форточек торчат уплотнители, вывернутые наружу, двери с лязгом упираются в косяки, заедая так, что кажется, будто тебя заперли. Стекла в тамбурах вынуты, а дверей там просто нет.
Зато вагон так чудесно раскрашен, что все изъяны невольно прощаешь, глядя на это фиолетовое чудо в цветочек. Говорят, его так раскрасили школьники. И, учитывая, как сильно нас раскачивает на разбалансированных рельсах, невольно можно подумать, что едешь в этом вагончике в сказку. Ощущение подкрепляется плотной стеной деревьев, так, что кажется, будто поезд идет через зеленый коридор. В лесу нас ждут ржавые разъезды, где дизель замедляет ход, наверное, километров до десяти, видны широкие стыки между рельсами. А еще в этом поезде на удаленную станцию возят хлеб, поэтому к запаху солярки, царящему в сказочном вагоне, примешивается аромат свежего хлеба. Кульминацией же сказки является конечный пункт - станция Поперечка и деревня рядом. Именно ради ее жителей сюда и ходит этот последний поезд.
В то, что станция не является заброшенной, веришь только пока на ней стоит поезд, и рядом толпятся люди. В противовес нескольким пассажирам, ехавшим из Авнюги, на "большую землю" в этот раз набрался целый вагон. Зал ожидания - сруб из просмоленных досок, без крыльца и с пустыми оконными проемами, защищающий только от дождя и снега. Рядом почерневшие деревянные сараи, кочегарная, бывшее депо. Вырванные брусья, покосившиеся стены...
Но, на самом деле, грустная сказка заканчивается вместе с узкоколейкой. Стоит отойти от этого памятника прошлого, и мы уже в деревне - настоящей удаленной от цивилизации деревне в тайге, где все друг друга знают, придут на помощь, а на всякий пожарный случай в центре даже висит набат - только вместо рельса сейчас его роль играет автомобильный диск с привязанной арматурой.
Деревня Сойга или Поперечка изначально строилась как поселение для рабочих, добывающих здесь лес, поэтому не может похвастаться многовековой историей, зато в ней стоят благоустроенные деревянные дома на две семьи каждый и с удобствами внутри помещения. Работы здесь как таковой нет, но можно почти полностью жить натуральным хозяйством. Многие отсюда и не хотят переезжать, особенно мужчины - тут и охота, и рыбалка под рукой. "Возьмите с собой баночку со здешним воздухом", - шутит баба Зоя - женщина, у которой мы оставили свои рюкзаки во время прогулки по деревне. - "Дети у нас почти не болеют. Совсем не болеют."
Приехав в Авнюгу, мы внезапно попали на Рублевку
Магазинчик в Авнюге
Неприметная тропинка в деревне - бывшая ныне разобранная часть узкоколейки
Машинист
Прощание
Чудо-вагон(чик)
Грузовая платформа
Чудо-дрезина рукотворная. По рассказам регулярно слетает с путей, так как водители лихачат на рельсах
Забвение Поперечки
Река на пути, в которой водятся раки, а машинисты тормозят поезд, чтобы их взять у ловцов )
Подъезд к Поперечке
Зал ожидания в Поперечке и мой зонт
Цветы у рельс
Поезд на стоянке в Авнюге, и машина машиниста
Сойга - Поперечка: отрезанная от мира деревня в Архангельской области, связанная с ним только узкоколейкой