Год назад в Международный женский день я начал свое путешествие по Якутии и Колыме. В этом году 8 марта я встретил менее эпично... и сходил в оперу, сделав себе такой подарок на прошедший День рождения. Для этого днем ранее я приехал в город Пермь, чей оперный театр входит, кажется, в десятку самых сильных в России. И вот что я там увидел.
"Севильский цирюльник" - очень известная опера Дж. Россини. Именно из нее, например, почти любой, даже далекий от этого жанра человек, напоет мелодию арии Фигаро. В постановке пермского режиссера Валерии Бородиной опера не потеряла аутентичности сюжета, чего я сильно боялся, но некоторые ходы ее определенно оживили. Фигаро перемещался по залу и пел прямо между рядами, хор кое-где играл сам себя, а в середине постановки весь партер неожиданно огородили сигнальной полосатой лентой, как на стройплощадке.
Несмотря на авангардные ходы, актеры очень достойно исполняли свои арии. Микрофоны в опере традиционно не используются, и, когда герой поет поставленным голосом в нескольких метрах от тебя, впечатление это производит достаточно сильное. Я же, в свою очередь, в первый раз оценивал исполнение теперь уже сам как музыкант и, надеюсь, будущий оперный певец. Приятно было послушать и хороший итальянский язык в живом исполнении, правда, быстро стало ясно, что за полгода изучения его в колледже, я пока могу вычленять, все же, лишь отдельные слова. Поэтому спасали субтитры.
Читать далее >>Сам театр оказался очень уютным. Почему-то опера обычно представляется неким масштабным действом в зале гигантских размеров, с несколькими ярусами боковых лож, с далеким балконом, с которого, естественно, на сцене ничего не видать. Выбирая места, я, поколебавшись, все-таки, решился взять те, что в партере - благо, самые дорогие стоили тысячу рублей. Но, оказавшись внутри, понял, что и из середины зала сцена видится довольно близко, да и с галерки происходящее на ней рассмотреть можно. И еще сам зрительный зал и сцена показались мне очень... живыми. Опять же, опера - высокий жанр, от которого в отличие от мюзикла или оперетты, ожидаешь какой-то чопорности и пафоса. Однако он кончился ровно после того, как голос конферансье звучным голосом объявил название и композитора. Сцена и зал на всем протяжении спектакля были единым целым, и это не только заслуга режиссера, по-своему преподнесшего классику современному зрителю.
Оркестр в начале оперы неожиданно разместился в полном составе на сцене, так, что героям для перемещений остался лишь передний план. Позже музыканты, все же, заняли место в оркестровой яме. Большинство исполнителей, кстати, молодые и даже почти юные музыканты. Единственное, что немного смутило, это синтезированный клавесин в речитативах, звучавший не из ямы, а из колонок по краям зала.
В завершении, на фоне аплодисментов, особенно выделялись возгласы ликования с балкона - говорят, там сидят студенты пермского музыкального училища, а одну из главных ролей - Бартоло - играл их учитель.
"Севильский цирюльник" оказалась всего лишь второй оперой из тех, что я видел вживую, но думаю, такое теперь будет происходить чаще. Все-таки, Ижевск, в котором я ныне живу, одинаково недалеко находится от двух культурных российских столиц - Казани и Перми. А до лета обещают открыть после реставрации и ижевский оперный театр.