Кроме ощущения автономности и свободы, в поездках мне нравится сохранять какие-то мелкие ритуалы, которые греют душу. Например, горячий чай по утрам вместе с завтраком. Ритуал поиска кипятка в любом подходящем и не очень месте для меня из забавности давно превратился в приятное приключение. Вот и этим утром, встав пораньше, кипяток я уже нашел в одном из ларьков, позавтракал, а с чашкой вкусного листового чая отправился уже прямиком на перрон. Буду попивать его, устроившись у окошка электрички.
Я покидаю город на электричке (точнее, дизельном ее собрате) - так наиболее удобно, особенно, если ночевал на вокзале. Мой дальнейший путь - это летний римейк зимнего странствия из Коми в Архангельск глухими лесными дорогами, которое я совершил в парном автостопе в 2009-м году. Но очень уж мне хотелось попасть сюда вновь.
Из Архангельска до села Карпогоры проложена железная дорога, которая в будущем должна стать частью трансконтинентального коридора Урал - Белое море (БелКомУр), а пока это глухая ветка, по которой продолжает ходить несколько колесных пар в день.
Тогда, 5 лет назад, от Карпогор рельсовый путь продолжался в лес на 30 км до "зоны", но сейчас, по словам местных, закрыли и ее, а заключенных вывезли в другие колонии.
Тогда же, двигаясь на запад из Коми в сторону Архангельска, мы уже вдоволь натерпелись, потому сели в Карпогорах в поезд, который нас и привез в Архангельск. Сейчас мое путешествие в глушь только начинается, поэтому я не буду искать легких путей. Да и на местные дороги уж очень хочется посмотреть - официально-то их на карте вообще, по большей части, не обозначено!
*** Но дороги здесь, все-таки есть. Самая дальняя электричка из Архангельска на восток идет до Сии. Там жители деревень забирают прибывших и развозят по глухим окрестным весям.
Читать и смотреть далее >>В этом краю никогда не было асфальта, а значительная часть тех самых необозначенных дорог - это и вовсе бывшие лесовозные дороги, собранные из бетонных плит, образующих колею. Весьма суровое зрелище, однако только по таким и можно достигнуть областного центра из этих дремучих краев. Еще и за указателями надо следить... и просто верить, что доедешь, куда нужно .
В Сию электричка привезла меня к полудню. Доехать до трассы оказалось легче легкого - до того простой здесь народ, сами предлагают подвезти. Правда, и авто несложные - та, на которой я проехал те несколько км, "по всем законам физики уже ездить не должна - у нее пробег больше 500 тыс. км!" - заявил мне владелец. Но мы доехали.
Честно говоря, унылая пустая грунтовка и ощущение, что ты в полной глуши, не способствуют поднятию настроения. Незапыленным здесь проехать также не удастся - это становится понятным уже после первой машины. На прямые машины также надеяться здесь не стоит - все идут до соседней деревни, оставляя тебя на глухих поворотах в лесу на очередной кусок "лесовозки".
Правда, был еще один привал - ни за что не догадаетесь, для чего. Вообще, достаточно большой проблемой, как выяснилось, в таких автономных странствиях, является банальная сушка белья. Если попасть в цивилизацию, помыться и постираться и получается, то для просушки нужно либо ставить лагерь, либо останавливаться в городе. На форуме автостопщиков как-то даже было обсуждение, кто как сушит белье в дороге - мне вспоминается сейчас только чей-то рассказ, как он привязывал свои трусы к зеркалу заднего вида на фуре, и так они ехали . Мне же, дабы не остаться перед лицом неизвестности без единой чистой вещи в рюкзаке, пришлось сделать привал на полтора часа и просушить выстиранные еще на вокзале вещи на летнем северном солнышке. Как делать это, не тратя драгоценное время, я так и не нашел ответа...
Пока сушилось белье, я успел наснимать поле с ромашками, поесть, и полежать на рюкзаке в тени дерев
Венчает 200 км путь из Архангельска в Карпогоры понтонная переправа через Пинегу. Величественная северная река необычайно широка, но, при этом, очень мелководна, поэтому на ней соорудили насыпную дамбу и понтонный мост. Именно там у меня случился еще один экспириенс. Проезд через переправу платный, поэтому я пешком прошел начало дамбы с КПП, дошел до середины Пинеги, и, не доходя до понтона, начал стопить на дамбе посреди реки . Вполне успешно - первая же машина остановилась и увезла меня дальше.
Неполные 80 км от Сии до Карпогор я прошел примерно за 5 часов. Здесь другие скорости и другие расстояния.
В местности, где большинство обжитых мест обусловлено было лесозаготовками, посреди вроде бы деревни можно встретить такие коллективные дома. Очень уютно выглядят, правда, отопление, видно, печное. Интересно, туалеты внутри или на улице?
Один из притоков Пинеги
В районе Карпогор много никому не известных ныне удивительно старых поселений
Спуск к Пинеге
На центральных трассах России очень не хватает таких плакатов, найденных в Архангельской глубинке
Нечего делать на привале, пока сушится белье