Ступаешь на землю острова и действительно ощущаешь, что место это обособленное. Где-то на материке остались машины, заводы, бетонные коробки многоквартирных домов. Здесь время стоит, и за тем, чтобы оно не убежало, следят специальные люди.
Едва мы сошли на причал о. Кий, всю группу прибывших встретила представительница санатория (чтобы кто не разбежался, не оплатив трансфер). Особого внимания сей дамы удостоился я, точнее, мой рюкзак. Дело в том, что на Кие строго настрого запрещено разбивать палатки и вести туристический образ жизни... Все это делается для сохранения нетронутой красоты северной природы. Отчасти, возможно, оно и так. Глядя на многих соотечественников и их отношение к природе, только радуешься таким ограничениям. Но, напомню, санаторию каким-то непостижимым образом сейчас принадлежит целый остров в Белом море, поэтому запрет на самопоселение - это еще и принуждение к тому, чтобы все гости острова селились у них и за деньги.
Вообще, в Европе, Америке, Японии и прочих развитых странах уже давно почти все укромные уголки природы являются платными... Но русскому человеку, привыкшему широким шагом ступать по своей стране в любом направлении, сложно к такому привыкнуть. Вот и я не привык...
Глядя на мой рюкзак, дама прямо-таки рентгеновским зрением обнаружила внутри него палатку и довольно грубо стала наезжать на меня как на потенциального нелегального туриста. Пришлось ответить. Вообще, сложно представить логику - зачем отдыхающему оплачивать поживание, кровать и крышу над головой, а потом вдруг идти в лес и ставить там палатку. Дама почему-то подумала именно так...
В итоге, нас проинструктировали на местности, поселили и отправили обедать.
Кийский бытНа острове Кий раньше был один большой монастырь с ансамблем каменной церкви и другими зданиями, а также кельями монахов. Вот в этих деревянных корпусах сейчас и расселяют туристов. В последнее время начато строительство индивидуальных домиков.
Читать и смотреть далее >>Кий - в прямом смысле маленький островок беззаботности, где можно просто ничего не делать, а лишь радоваться чистой северной природе, сидеть у костра на берегу моря (кострища оборудованы) по вечерам, общаться, при этом тебе не нужно заботиться о еде и ее готовке, и спишь ты в кровати под надежной крышей. Для жаждущих более шумных развлечений сюда иногда даже приезжают живые артисты, а также проводятся дискотеки.
Но за довольно невысокую цену проживания на острове отдыхающие получают еще и бесплатную экскурсию в позапрошлый век. В корпусах довольно уютно, правда, с момента постройки не так уж много в них и изменилось. В первой половине 20-го века туда провели электричество, но ни водопровода, ни канализации так и не сделали. Поэтому омовение здесь происходит из умывальников, а по нужде ходят в туалеты "прямого падения". Мыться можно в бане, загорать на пляже. Питьевая вода на острове есть в одном на весь остров источнике, правда, его разумно снабдили насосом и краном - сейчас воду можно набрать из трубы, выходящей из стены корпуса столовой.
Более неожиданным стало отсутствие... электричества. На острове нет ни одного автомобиля, а единственным промышленным шумом является редкое тарахтение электрогенератора. Оно, и впрямь, редкое. По обещаниям гида, генератор дает электричество 6 часов в сутки, но из них мы застали ток в розетках, максимум, в течение часа. Возможно, в те дни были перебои, но жить без душа и электричества 10-15 дней (многие приезжают сюда на длительное время) непросто. Учитывая, что ужин в столовой подают в шесть или семь часов вечера, приготовить что-то самому позже весьма затруднительно. Холодильников, конечно, тоже нет. Меня вечером вновь спасла горелка, и только благодаря ей мы добыли кипяток для вечернего чая.
Противоположностью корпусам, оазисом сервиса является столовая - очень уютное светлое деревянное здание, где все отдыхающие собираются на трапезу трижды в день. Там же выставляются красивые фотографии севера и художественные работы из дерева. Но, главное, пожалуй, это действительно вкусная еда, которой кормят постояльцев. До сих пор помню куриные тефтели . При этом, если все сложить, то жизнь на острове вместе с питанием будет дешевле, чем жизнь в городе с питанием в городских кафе быстрого питания.
Итого, выходит, санаторий запрещает жить на острове туристам, предоставляя при этом сервис, наиболее "приближающий к природе", при этом, избавляя от лишних забот. Для обычных отдыхающих-нетуристов - то, что надо. Я же вовсе приехал на остров на фотоохоту, которую сразу после обеда и начал.
"Диковинные штуки" - корни, интересные пни и другие природные творения выставлены у корпусов санатория
На острове можно просто наслаждаться природой и ничего не делать, но, если станет скучно, можно, например, покосить и собрать траву. Обычно же это делают работники санатория