15 январяВторой день моих странствий начался около полудня: после литургии и недолгого общения та же семья священника отвезла меня на выезд из села в сторону Жигалово.
Прекрасный солнечный зимний день. Чуть потеплело где-то до -35, ветра нет совсем. Нет шума. Нет людей. Однако же, отмечаю, что стоплю при такой температуре, наверное, второй раз в жизни. По крайней мере, так долго. За полтора часа в северном направлении (а я, напомню, двигаюсь из Иркутска на север) прошло две машины, в южном в два раза больше. Половина из них были теми же, что ранее прошли на север. Несложная арифметика... Но зато таким воскресным днем, стоя на таком морозе в абсолютно безлюдном месте, есть время о многом подумать и просто сосредоточиться на том, что внутри. Мало кто задумывался, но такой зимний автостоп (точнее, ожидание машины) - своего рода медитация. Для меня, во всяком случае.
Когда разница внутри и снаружи составляет около 70 градусов, можно пронаблюдать, в каких частях тело больше всего теряет тепло. Оказалось, это лицо (точнее, та его часть ото лба до носа, не скрытая капюшоном) и ступни ног. Под последние при долгом простое рекомендуется подкладывать мелкий хворост, да только здесь, на заснеженной трассе в степной пойме реки, нет ни веточки. Остается лишь ходить.
Трасса на выезде из Верхоленска - ребристая грунтовкаЧитать далее >>Метод "бедного студента" (с) А. Кротов
Спустя почти два часа после моего десантирования в это место, на горизонте показался и остановился рядом знакомый микроавтобус. Гадать не приходится - это такой же рейсовый транспорт Иркутск - Качуг - Жигалово, на котором я приехал вечером в Верхоленск. Готовлюсь отпустить его, честно признавшись, что путешествую автостопом, и заплатить не могу, но водитель и девушка на сиденье рядом не только не требуют денег, а прямо-таки настоятельно просят садиться внутрь, "пока совсем не замерз". И в самом деле, не та ситуация, чтобы отказываться (улыбка). Однако, признаюсь, за все годы путешествий проехать от города до города на рейсовом автобусе вместе с обычными пассажирами бесплатно мне довелось лишь второй раз. Первой такой оказалась поездка в Калевалу в Карелии. Метод "бедного студента" на трассе, все же, не мой.
***
От Верхоленска до Жигалово, последнего крупного населенного пункта между Иркутском и БАМом, около ста километров. Асфальт кончился еще в Качуге, здесь дорога и вовсе представляет собой гравийку с крупными камнями: трясет в транспорте не слабо. По левую руку раскинула свои воды (а ныне - льды) Лена, сама дорога виляет то вверх, то вниз по холмистому берегу. Километрах в 20-ти не доезжая Жигалово современный автомобильный мост через Лену: здесь, впервые за последние сто километров, присутствует положенный короткими участками асфальт.
По дороге всего несколько деревень, в некоторых высаживаются пассажиры, следующие из Иркутска. Современно, по-городскому одетые, выходят в морозную пустоту в направлении деревень. Повадки, иначе не скажешь, тоже городские: одна девушка, едва покинув салон, кидает в чистый снег пластиковую бутылку из-под коктейля... Кого-то ждет потрепанная легковушка, кто-то пройдет несколько километров от трассы до нужной деревни пешком. А спустя несколько лет у многих, вероятно, вообще закончатся причины возвращаться в места, где они родились. От пустынных поворотов в едва дышащие еще деревни веет забвением и пустотой...