Мне давно хотелось побывать на юго-западе Карелии потому, что именно здесь вроде бы находятся самые гористые районы республики. И, побывав ранее уже и на севере, и на востоке Карелии, было даже обидно, что ни скал, ни гор я почти не видел. Что ж, на этот раз восполняю пробелы в географии.
Но интерес был еще и в том, чтобы побывать на бывшей финской территории: с 1917-го по 1944-й годы весь Карельский перешеек был под властью Финляндии. Впрочем, был он там и раньше, когда Княжество Финляндское входило в состав России. Все это повлияло на городскую архитектуру и общий дух, оставшийся на западе Ладоги. Год назад меня порадовал не похожий практически ни на один город в России Выборг, а сейчас я оказался в Сортавале - городке на крайнем северо-западе Ладожского озера.
Как и у многих городов, расположенных рядом с границей, Сортавалу не раз постигала судьба быть на территории разных стран. Сначала Швеции, при Петре Первом - России, затем Финляндии, потом вновь России в составе Финляндии. В годы Великой Отечественной Сортавала успела побывать по обе стороны границы и, наконец, в 1944-м году окончательно стала городом на территории СССР. Интересно то, что в составе Российской Империи этот город назывался Сердоболь, о чем я узнал, только оказавшись в нем. Не слыхал ранее.
Сортавала - маленький и уютный северный город на берегу залива Ладоги под названием Ляппяярви. Мост через залив, который соединяет две части города, один из самых длинных мостов в этом регионе. До 50-х годов 20-го века он был самым большим и чудом сохранился во время военных бомбежек. К северо-востоку от города расположена "Дача композиторов" - место, где с середины прошлого века бывало большинство членов Союза Композиторов СССР. Не пустует оно и сейчас. Есть, говорят, здесь и еще одна дача, каких много по России.
Читать далее >>
Над городом, на территории парка, раскинулась сопка, с которой открывается потрясающий вид на долину, изрезанную озерами, с горами на горизонте.
Несмотря на то, что город совсем не большой - в Сортавале живет всего 20 тысяч жителей, - в городе достаточно активно протекает общественная жизнь. По крайней мере, атмосферы всеобщего забвения, на которую подчас натыкаешься в подобных городках на пространстве бывшего СССР, я не ощутил. Проходит в Сортавале даже свой фестиваль - фестиваль рыбалки "Ладожские шхеры", куда приезжают не только жители Карелии, но и петербуржцы, и финны.
Дух бывшей принадлежности к Финляндии вообще постоянно напоминает о себе: надписи на финском в бывшем Сердоболе встречаются также часто, как на татарском в Казани. Также здесь нет свежего лоска, как в Выборге (хотя и там, конечно, его не столь много, но…), зато есть практически не реставрированные каменные и деревянные дома начала 20-го века, построенные финскими архитекторами. В одном располагается банк, в другом почтамт, еще в одном - деревянном - я вписывался . Но их, конечно, больше, чем три (улыбка).
Вписка, кстати, была уникальной не только поэтому. Мне довелось остановиться у творческого человека, активного участника Каучсерфинга, общественного деятеля города, издающего собственный городской альманах. Атмосфера, царящая в доме Виталия, заслуживает отдельного упоминания, и она сыграла не последнее место в общем впечатлении о городе.
В заключении, наверное, упомяну об уникальном человеке, живущем в Сортавале - художнике-резчике по дереву Крониде Гоголеве. Этот самородок масштаба всероссийского всю жизнь творит здесь свои живые картины, прославляющие как красоту родного края, так и затрагивающие вечные темы. В городе даже основан целый Центр Кронида Гоголева, где можно ознакомиться с его полотнами. К посещению строго обязателен.