4 апреля

Зимник в Воркуту, часть вторая

Утро началось рано. В половине восьмого я проснулся, а через пять минут в кабину уже вернулся Руслан. Снегопад остался во вчера, и утро встретило ярким солнцем и легким морозцем.

В восемь утра мы начали штурм. Мы почему-то искренне верили, что утро окажется "мудренее вечера". Но гора так не думала, и несколько раз мы повторили трюк "спусти МАЗ с горки кузовом вперед". Страшный по началу, потом стал даже захватывать. Однако результат неизменно оставался прежним - мы оказывались у подножия. Следующие два МАЗа даже не пытались увязаться за нами.

Наконец, мы отчаялись, и все это представление уже требовало какой-то развязки. Водитель решил оставить МАЗ внизу, и если, сможет подняться хотя бы еще одна машина, ехать в Воркуту на двух, а за остальными вернуться позже. Такое здесь бывает...

И вторая машина взобралась. Мы, все же, везли самый большой груз, и им было проще. Но пошла и третья. Такого разгона, который взял ее водитель, хватило бы, чтобы разогнаться до сотни километров, и она сделала это. Поднялась почти до вершины, не хватило нескольких метров. Когда она пошла вниз, нам стало страшно. Происшедшее дальше стало нелепым, но очень логичным завершением подобных маневров - водитель сползающей машины прилагал все усилия, чтобы выровнять свой МАЗ, но, приблизившись к нам, все же, не смог не задеть краем кузова нашу кабину.

Такая получилась абсолютно нелепая миниавария: в нашем МАЗе помялась кабина, разбились стекла, а мы, сидевшие внутри, успели отпрыгнуть на противоположную сторону. В кармане пуховика уже на вершине потом я нашел несколько осколков безопасного стекла...

***

Судьба машин, оставшихся внизу, оказалась предрешена. Мы, взяв вещи, поднялись на вершину пешком (и вновь поразились высоте, как и ночью), чуть позже из-за горизонта, словно воины, провернувшие тяжелую операцию, появилась четверка водителей.

Мы погрузились по трое в два поднявшихся МАЗа и отправились в путь уже с одной лишь целью добраться целыми до города. Но этому не суждено было случиться. Ночной снегопад сделал свое дело: зимник замело окончательно, и спустя еще километров 20 мы добрались до участка, где расчистки не было вообще, а дорога шла, кажется, по таким рытвинам, что даже снежный покров не мог скрыть их неровностей. Мы на первом самом проходимом МАЗе поехали пробивать колею, но одолели лишь метров тридцать... Около часа откапывались, проехали еще с десяток метров, и снова "сели". К этому моменту у нас практически закончилась вода и еда, припасенная, максимум, на сутки, а в машинах почти кончилась солярка. Ожидать других попутных машин смысла не было, так как не было дороги. Рядом дежурила вахтовка "Урал", но даже они не решились идти дальше или хотя бы помочь протащить нас.

Водители МАЗов приняли решение разворачиваться и возвращаться к брошенным машинам, чтобы сливать ведрами солярку и заправлять машины, которые еще на ходу. Все они вместе предложили нам пересесть на вахтовку и уехать на ближайшую станцию. И это было предложением, от которого нельзя и не было смысла отказываться...

***
В этот момент я вспомнил, как читал отчет о летнем путешествии Nobody по трассе вдоль БАМа, когда небольшую, но интересную часть пути им из-за отсустви дороги пришлось преодолеть на поезде. Не думал, что сам окажусь в подобной ситуации, и буду столь же сильно сожалеть. А вышло именно так. Последние сто км зимника остались непройденными.

Вахтовка вскоре отправилась в свой вахтовый поселок, где нас накормили обедом, а позже отвезли нас на станцию Сивая маска Северной ЖД.

Вокзал в этом поселке оказался, хоть и действующим, но по сути еще более унылым, чем в Сыне, ибо закрылся в половине пятого вечера. Мы покинули эту станцию на рабочем поезде час спустя, проведя его в здании обслуживания станции. Наташа сразу провалилась в сон, а мне до самой Воркуты лишь оставалось вглядываться в сумерки над раскинувшейся тундрой и выискивать среди продолжающейся метели следы нерпройденного зимника.