29 марта
Ухта - Ираёль
Ухта - нефтяная столица Коми. Сфотографировав стеллу-памятник на въезде и пополнив запасы провизии, медлить не стали и вновь подняли руки над трассой.
Здесь нам стало неожиданно вести на автомобили марки "Волга" - еледующими нашими было целых три штуки подряд. На первой мы добрались до Сосногогорска, на второй миновали его объездную, а на третьей... Третьей уже пришлось подождать.
Раньше здесь дорога кончалась, и следующий участок Ухта - Ираёль, длиной 73 км был известен далеко за пределами республики как "Коми-трофи". Зимой извилистый серпантин через лес, а летом жутчайшие хляби и буераки среди наполненной комарами тайги. Однако этот путь был единственным... В последние три года ведется строительство федеральной трассы до Печоры, и на этот раз мы, наверное, стали первыми стопщиками, проехавшими до Ираёля по новой дороге. Сейчас это полностью отсыпанная грунтовка, и первые километры уже асфальтированы. Поскольку трасса находится в статусе строящейся, с наступлением тепла ее закрывают, постепенно докладывая асфальт на новые участки. Мы успели как раз вовремя - до закрытия (с 1 апреля) осталась всего пара дней.
***
Итак, мы вышли на позицию на трассе, уходящей в лес. Солнце скрылось за лесом, и в закатном свете особенно вычурно смотрелись гигинтские технократичные сооружения какого-то нефтяного комплекса - последнего ополота цивилизации перед началом тайги. На него мы любовались около получаса, стоя на совершенно пустой трассе и не будучи уверенными ни в чем. Но до ночи было еще далеко, и двигаться вперед очень хотелось. Тут мы и дождались свою третью "Волгу".
Между Сосногорском и Ираёлем находится единственный достаточно крупный населенный пункт, порождающий трафик в данном районе - вахтовый поселок Малая Пера. Туда двигалась и наша машина. Мы сошли на повороте в данный населенный пункт в кромешной тьме. Здесь стояло несколько фур, и орудовал, расчищая дорогу, трактор.
Поселок вахтовый, с пропускной системой, поэтому на ночевку можно было рассчитывать только в крайнем случае. Оставалось только стопить, пришлось припомнить уже давно не использовавашийся ночной стоп с вращением фонариком. Стояли так около часа, Наташа в своей не слишком зимней экипировке уже подмерзла, и единственным желанием становилось уже хотя бы добраться до Ираёля, чтобы провести ночь на вокзале. Проезжавшие в обратную сторону пару раз спрашивали у нас дорогу, и мы охотно консултировали - мы-то знали, куда ехать.
Разумеется, мы уехали. Последним водителем, который довез нас до конечного пункта этого дня, стал ехавший из Ухты в Усть-Цильму водитель Михаил. На рассказ о нашем желании доехать автостопом до Воркуты он только и ответил "Одно скажу: меня Мишей зовут..." Дальше ехали молча .
Дорога в Усть-Цильму сейчас, кстати, в связи со строительством новой трассы также упростилась - зимой добраться до этого самобытного поселения в Коми-республике совсем не составляет никакого труда, а летом представляет трудность только участок за Ижмой и рекой Печорой, где и в 2013-м году иногда не обойтись без трактора.
***
К десяти часам вечера мы прибыли на вокзал станции Ираёль. Когда 6 лет назад мы с напарницей приехали сюда ночным поездом, впервые путешествуя по "северам", ночевка здесь произвела на меня неизгладимое впечатление - это было одно из самых глухих мест, где мне доводилось бывать. Тогда мы отправились из Ираёля по единственной существующей дороге в уже упомянутую Усть-Цильму, откуда развернулись домой. Сейчас Ираёль стал лишь пунктом на пути к Крайнему Северу, и переночевали на вокзале мы очень даже вольготно, отгородив стульями целый спапльный закуток в крохотном зале ожидания.
Таким образом, за первый день мы успели пройти около 420 км автостопом по все более глухим дорогам, продвигаясь на север, проехали два крупных города республики Коми - Сосногорск и Ухту. Выяснили, что на север строится новая трасса до Печоры (и этот путь УЖЕ есть на Яндекс.Картах народных).