Дорога-призрак, не ставшая дорогой будущего
Из Костомукши к ветке основного хода Санкт-Петербург – Мурманск ведет однопутная колея рельс. В другую сторону они уходят за финскую границу. Мы посматривали на этот путь, поскольку хотелось проехаться на местных дизельных поездах. Но дело все в том, что, несмотря на то, что дороге этой уже не один десяток лет, на современных картах ее даже не везде можно найти. Даже в Яндексе ее нет. Пассажирские поезда ходят в Костомукшу только из Петрозаводска по дублирующей внутриреспубликанской железной дороге на дизельной тяге. С севера, и, что более актуально, с запада официального железнодорожного сообщения у Костомукши нет.
Железная дорога от д. Вача до Ледмозера (где сходятся пути дороги от Петрозаводска) как бы отсутствует. Все сообщение здесь – несколько грузовых составов с железной рудой с «Карельского окатыша». Но тот факт, что этот участок пути просто не внесен в большинство карт, делает его похожим на призрак. Кстати, эта дорога должна была стать продолжением небезызвестного и тоже все еще не достроенного «БелКоМура» - железнодорожного коридора, соединяющего Урал через Сыктывкар и Кослан с Архангельском (его вроде бы обещают достроить к 2020 году…). Далее на запад путь должен был выглядеть следующим образом: Архангельск – Беломорск – Кочкома – Костомукша – Кивиярви. Однако…
***
…Это было в начале двухтысячных.
Читать далее >>Железную дорогу тогда из чисто промышленной собирались переоборудовать под пассажирские перевозки. Построить несколько станций, укрепить, чтобы состав мог развивать нормальную скорость. А, главное, электрифицировать. Но эта ветка, Костомукша – Ледмозеро – Кочкома одна из тех, которым так и суждено было почить в бозе во время большого передела капиталов в нашей стране. В Сети лежит несколько статей о выделении средств на строительство, о прекращении финансирования и о скандалах, связанных с хищениями средств среди высших чиновников…
А что на месте? Одинокая колея, вдоль которой уже успели соорудить опоры под контактный провод. Начатые строиться здания вокзалов – видно, достаточно серьезных… а ныне законсервированных и занесенных снегом. Одинокий северный лес в одинокой северной стране, где каждый сам за себя.
Сердце охватывает такая тоска и вместе с тем злоба, что ли, что вот так, по мановению рук безликих чиновников где-то в больших городах целые регионы и города поменьше остаются без дорог, без надежды на подобающее развитие. Это уже не очередные криминальные сводки в новостях, это конкретный результат того, что в нашей стране принято называть «разворовали»…
***
Теперь наш путь лежит в Петрозаводск, и мы вновь на трассе. Снегопадов несколько дней не было, дорога чиста и пуста. Уезжаем достаточно быстро: до федеральной трассы – пересекаем упоминаемую ЖД, подкрепляемся в кафе и далее по прямой в Петрозаводск. С автостопом нам сегодня везет. А железная дорога так и остается лежать забытым памятником беззакония где-то в лесу…