Однако всё, что происходит на самом полуострове Ямал, для нас лишь теория – простым пассажирам туда не попасть. В сторону Лабытнанги же мы едем на повидавшем за свой век дизельном поезде (какая уж тут электрификация! – улыбка), пассажиры которого, в основном, жители Лабытнанги и околопутевых поселков. Кто-то ездил в Воркуту, до которой, как то Москвы до Костромы, а по времени со всеми стоянками поезда, как от Москвы до… Казани. В общем вагоне много и работников железной дороги – остановки на некоторых совсем маленьких полустанках в тундре поезд совершает, кажется, только ради них: одна бригада сменяет другую, чтобы поддерживать дорогу «живой». И никакой другой жизни на этих станциях… Вообще, такое впечатление остается ото всего пути: кроме работников железной дороги, работающих или живущих здесь ради жизни этой дороги, никакой другой жизни здесь и нет. Это подчеркивается еще и особым назначением поезда, на котором мы едем: через день он ходит «с работой» и без. Я даже сначала не понял, что это значит, и почему «с работой» он идет на два с половиной часа дольше. Проводница объяснила, что в составе есть вагон-магазин, в котором жители тех глухих станций могут через день закупить себе продовольствие. Там даже нет места, где взять продуктов! Еще, по слухам, где-то на этой трассе расположены колонии для заключенных с особо строгим режимом… но это тоже не очень хороший пример «жизни» в этих местах.
Наш поезд стоит на станции Елецкая – одна из самых больших остановок в пути. Сюда из тундры часто приезжают оленеводы – продать оленины и шкур пассажирам (однако, как везти оленину в отапливаемом вагоне – непонятно…).
Читать и смотреть далее >>Также с ними можно просто сфотографироваться, что многие и делают (кажется, единственная фотография, где я с оленями, тоже сделана здесь – улыбка). На горизонте Уральские горы, отделенные тундрой. Вечереет. Чуть дальше станция Полярный Урал – там граница Европы и Азии, смена часовых поясов, а также еще одно место, где могут сфотографироваться туристы(«Я был на Полярном Урале!»). Но мы проедем ее уже затемно.
Поезд идет по оочень холодным местам
Народ в поезде меняется: удивительно, но некоторые перемещаются на нем от одной глухой станции до другой. Однако группа пассажиров, занимающих чуть ли не половину вагона едет, кажется, до конца, и все они знакомы. Мы выясняем, что это целая вахта рабочих, и Лабытнанги – далеко не конец их пути. Они-то как раз и едут на Ямал: «еще 500 км на север», - рассказывает один. Женщины, мужчины – строители, фельдшеры, повара. Многие месторождения там только осваиваются, и прямо сейчас вокруг них возводится вся инфраструктура, для чего нужны люди. Это только в городах кажется, что все работают если не в офисах, то где-то в своих населенных пунктах, а тайгу и тундру уже никто не осваивает. Нет – вот они, современные первопроходцы, едущие за «запахом тайги» ну и за «длинным рублем», конечно. А вам не кажется, что в жизни тоже пора что-то менять, и несколько лет на одной и той же работе сидеть уже невозможно? Такая возможность есть всегда. И люди, способные не только «перебирать бумажки», но и что-то хорошо делать руками… да и головой в тех краях оказываются очень нужны. Ну и что, что придется не БАМ строить, который по большому счету более амбициозен, чем востребован. Ну и что, что газ. На данном этапе стране без газа никак… Отвлекся (улыбка).
В Сети я нашел интересную картинку с изображением Ямала, на которой изображены те самые, закрытые для простых пассажиров, железные дороги к месторождениям. Не удалось выяснить, все ли они уже построены, или что-то из них только в проектах, но масштаб потрясает. Обратите внимание, какой малый размер у участков до Воркуты и Лабытнанги, и сколько всего на севере! Очень, очень хотелось бы там попутешествовать.
А мы тем временем, наконец, прибываем на вокзал Лабытнанги. До полуночи едва чуть больше часа, а по местному и час ночи уже почти… Нам надо попасть в Салехард, до него еще Обь и несколько километров по непонятным дорогам.