28 августа. Озеро Малый Вудъявр
Редкие пятиэтажки, стоящие на склоне горы, остались позади. Словно зубы дракона - такие же нереальные - рассыпаны эти дома по склонам Хибин, образуют неровные улицы города Кировска.
В нескольких километрах от города между гор лежит озеро Малый Вудъявр. По грунтовой дороге ухожу прочь от трассы и углубляюсь в северный лес.
Конец августа, а низкорослые березы уже пожелтели. На травянистом ковре под ногами перезревает несобранная черника, веет пустынным одиночеством вереск вперемешку с кустами вороники. Земля смешана с камнями.
Долго не могу останвоиться в поисках места для ночлега: озеро то вырастает передо мной, то сменяется выкрученными неведомой силой стволами березк. Они не больны, просто так они приспосабливаются к Северу. Несколько раз сбрасываю рюкзаки и расчехляю камеру: столько красоты вокруг! Выхожу к шумной реке с прозрачной водой, впрочем, в озере такая же кристально чистая. Ловлю закатное солнце в листьях и, наконец, останавливаюсь на берегу тихой заводи Малого Вудъявра. На другом берегу все те же низкорослые желтые березы образуют курчавый вид и такое же отражение берега в воде. Над ними каменная стена гор, за которой лолжится спать солнце.
Это лето было очень жарким, но только не здесь. В конце августа здесь лишь чуть выше нуля, и совсем не лишними оказыаются легкие перчатки. Не могу пройти мимо кустов черники и, пока не стемнело, лакомлюсь северной ягодой. К сожалению, уже "отошла" морошка и еще не "поспела" брусника. Перед сном, сидя у палатки, благоговейно вдыхаю холодный влажный воздух с терпким, пока еще едва уловимым запахом опавших листьев и пожухлой травы. Холодно, но хочется пить этот воздух, словно коктейль со льдом - так вымотала жара этого лета в том городе, где я его провел.
Остается только тихий плеск воды о берег, шум водопада вдали и ночь.
...Просыпаюсь несколько раз - от холода. Не спасают даже термобелье и футболка со свитером - просто спальник не рассчитан на ночевку в мороз.
Ветер совсем стих, и слышны редкие шуршащие удары о тент палатки. Дождь, снег? Расстегиваю полог, и руки обжигает иней. Вот и дождались морозов. Вот и кончилось лето... В грациозной предрассветной тишине, в полном безветрии березы отпускают свои листья в недолгий полет до земли. Тихо, без насилия, всего за нескольо дней Север меняет лицо подвластной ему земли: перекрашивает едва успевшие зазеленеть пару месяцев назад деревья в золото, а потом обнажает их стволы, чтобы потом на многие месяцы скрыть их под снегом.
Север...