ГОРЕТЬ И ДАРИТЬ СВОЙ СВЕТ

15:48 

Русский север 2016: дорога в Лешуконию

DenX
Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Итак, заповедную Кимжу и удаленную от всех городов Мезень теперь можно положить в копилку впечатлений этого лета, но, все-таки, в этих местах я уже бывал несколько лет назад, пусть и почти проездом. Все-таки, надо в этой поездке открыть для себя что-нибудь новое! Значит, в еще большую глушь! :)

Граничащий с Мезенским Лешуконский район настолько оторван от центральных трасс, что сами жители любовно называют его Лешуконией - будто отдельной страной, затерянной в дремучих лесах. Чего стоит лишь то, что даже официальный сайт администрации района называется leshukonia.ru ! Еще два года назад, проезжая грунтовками вдоль Пинеги, я облизывался на этот таежный край архангельской земли. Пришла пора побывать и там.


В этой поездке появился и новый интерес забраться в самую глушь - фольклор я, все-таки, начал собирать, первые записи сделал как раз в Кимже, познакомившись с местным народным хором. В еще более далеких уголках наверняка живут еще более интересные носители песенного наследия севера :) .

>Северный извоз

Можно много говорить об автостопе на Русском Севере: о том, как отзывчивы здесь водители, об интересе местных жителей к вольным путешественникам, о дорогах, которых чаще нет, чем есть :) . И снова о вполне успешном автостопе даже на таких глухих дорожках. Но сейчас я попал в такой "медвежий угол", где автостоп, все-таки, является довольно условным явлением.

Дело в том, что по ту сторону Мезени на своих автомобилях в город ездят очень редко. Подавляющую часть трафика здесь составляют... междугородние маршрутные такси, в которых тоже есть свой северный колорит. С тех пор, как в здешние места пробили "дорогу жизни" (напомню, это случилось всего 8 лет назад), авиация перестала служить единственным способом достижения лешуконской глухомани, и люди отсюда стали добираться до цивилизации по земле. Однако, насколько я понял, область практически не финансирует сообщение с удаленными районами своего края. Это очень знаково - обладать огромными пространственными ресурсами и едва ли не полностью перекладывать заботы о передвижении по ним на плечи населения, там живущего...

Надо отметить, авиация по-прежнему существует. Кстати, по слухам, тут до сих пор самолеты кое-где садятся прямо на поля (не проверено). Но на ее долю приходится лишь несколько процентов перевозок. Потому что... сколько в нашей стране стоит малая авиация? Дороже большой! И пусть здесь не Якутия, в которой чуть ли не в половину населенных пунктов республики можно добраться и сейчас только по воздуху, и где цены полетов в такой пункт порой превышают полет из Москвы в Индию, например... Полеты над Архангельской землей стоят четырехзначных цифр, но авиация тут никогда не сможет конкурировать с наземным транспортом ни по количеству перевозимых пассажиров, ни по стоимости.

Итак, передвижение местных жителей здесь практически полностью происходит на частных маршутных такси, которые стоят дорого. И у этого есть, как минимум, две причины: с одной стороны, их цена все равно почти в два раза дешевле перелета, с другой - все расходы на содержание автопарка частного перевозчика ложится на плечи самого перевозчика, а, значит, в конечном итоге, на пассажира. Вот тут я уже не могу не возмутиться: адекватные деньги за то, чтобы добраться в свой далекий таежный дом из областного центра, жители могли бы платить, если бы перевозчиков хотя бы частично финансировал областной бюджет. Сдается мне, где-то это нормальная практика... (я ошибаюсь, и финансирование идет? Если так, готов публично извиниться). Пока же, по состоянию на 2016 год поездка из Архангельска в Лешуконское стоила больше 2000 р. На эти деньги я могу съездить на поезде из Москвы в Екатеринбург или даже слетать туда же "Победой". Учитывая же, что заработать хорошие деньги в таежном райцентре и, тем более, деревнях района, просто негде, можно представить, как часто могут позволить себе съездить в столицу области местные жители...

В высокую цену, однако, входит целый пакет сервисов. Перевозчики всячески пытаются привнести комфорт в передвижение по лесным дорогам. Самое приятное, пожалуй, что пассажирам не нужно приезжать на вокзал, ожидать автобус. Прямо в Архангельске или в Северодвинске тебя забирают из дома, и также у порога дома в Лешуконском, Мезени или Кильце, например, высаживают. Поскольку пассажиров несколько, до выезда в Лешуконию так забирают каждого, заполняя маршрутку. По дороге несколько остановок на обед - ехать до Лешуконского можно часов 12. Впрочем, последнее кафе на трассе - то ранее упомянутое под Совпольем, откуда еще две сотни км грунтовки до цели. Так что сухпаек, взятый с собой, лишним не будет :) .

Ну и самое интересное. Лешуконское - это не конечный пункт для местных возниц. Если не пересекать Мезень, совсем уж в лес уходит узкий поворот дальше на восток - до Ценогоры, Палащелья - родины известной мезенской росписи, и дальше вдоль всей реки вплоть до республики Коми. В это сложно поверить, но маршрутки идут и туда (конечно, ведь никак иначе дотуда не добраться, и на своих машинах там уж точно практически не ездят). Разница в том, что с комфортабельных Фольксвагенов с кондиционерами пассажиры пересаживаются здесь на проверенные бездорожьем УАЗики - потому что впереди настоящее трофи! Порой и откапывать машину приходится всем, и вытягивать на буксире. Вот уж где приключений выше крыши - прямо сейчас, прямо в XXI веке, всего в сутках езды от столицы огромной страны.

***

Возвращаясь к автостопу. Как бы ни был он успешен в здешних краях, учитывая общее количество транспорта и междугородных маршруток в его числе, с огромной вероятностью едва ли не большую часть расстояний вас будут подвозить именно такие микроавтобусы. Да, здесь уважительно относятся к путешественникам, и такая маршрутка возьмет вас бесплатно, если объяснить свою автостопную сущность (конечно, если вы действительно путешественник). Но мне всегда немного совестно ехать в таком положении, когда ты не просто пассажир, которого по доброте душевной подвозит водитель своего авто, а пассажир, едущий среди других таких же пассажиров, однако, каждый из которых отвалил круглую сумму за свое перемещение по здешним лесам.

На таких правах я уже ехал днем ранее из Кимжи в Мезень, сегодня же первой машиной, что я остановил, снова оказался подобный микроавтобус, правда, уже следующий в Лешуконское. Можно сказать, мне повезло. Однако для исследователя в таком передвижении есть неоспоримый плюс. Маршрутка едет не только в конечный пункт, но и заезжает в разные деревни по пути. Таким образом, можно хотя бы мельком посмотреть, как живут люди в совсем маленьких деревнях, разбросанных по берегам таежных рек.

Таким образом, мне довелось совершенно неожиданно побывать в целой плеяде деревень между Мезенью и Лешуконским: Погорельце, Целегоре, Палуге, Шиляве и других. В каждой кто-то из пассажиров высаживался. К одной дорога ведет, поднимаясь на высокий холм, а потом резко спускается к реке, на берегу которой пасутся лошади. В другой всего несколько домов - таких же самобытных пятистенков, как и в Кимже, и маршрутка подъезжает к самому порогу, доставляя пассажиров по адресу.

Но вот, наконец, и Лешуконское, точнее, очередной понтонный мост через Мезень. И здесь река уже во всей своей красе: шириной более километра, с песчаными наметами и просто высоченным, метров двадцать, если не выше, отвесным красным берегом из мергеля, в котором дорога прямо-таки вырублена, словно в горах, и уходит наверх к селу за поворотом.

Заветный поворот в сторону Палащелья остается позади, а пока что добро пожаловать в Лешуконию! :)






Доставка до дома



Через Мезень



Посреди Мезени





@темы: Фото, Путешествия, Отчет о путешествии, 2016.07 - Архангельская область

URL
Комментарии
2016-12-25 в 06:27 

DzyaN
Леской всплесков тащу из майи-омута людского леса извиняющегося беса.
СПАСИБО!!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная