Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

ГОРЕТЬ И ДАРИТЬ СВОЙ СВЕТ

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: отчет о путешествии (список заголовков)
22:50 

Этот город был первым

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Поездка была невообразимо краткой: в общей сложности почти сутки ушли на дорогу и около полутора на город.

Этот город был первым, который я самостоятельно открыл для себя, первым, в который я один отправился по трассе - навстречу неизвестности. И невообразимо грустно то, что никогда не бывает второго шанса произвести первое впечатление. Это был визит ностальгии. Поскольку у нас был лишь день, а экскурсоводов не было вовсе, я не открыл никаких новых мест в Великом Новгороде в этот раз, но вновь посетил то, что впервые увидел летом 2005.

Кто бы что ни говорил, но город с более чем тысячелетней историей и таким количеством церквей сам по себе несет неповторимую, добрую энергетику, а вкупе с тем, что этот город был первым "моим" городом, все и позволило ему влюбить меня в себя тогда. И сейчас это никуда не делось: земля, на которой все кажется чуточку более красивым и добрым, и где несколько чаще хочется улыбаться.

И в этот раз у нас был замечательный тихий субботний ясный день. Мы просто купили большую карту, и теперь уже я показывал то, что когда-то показывали мне. Но это чувство ностальгии, что "вот здесь, вот здесь и вот это - уже было - и как это было здорово!" - подчас расстраивало меня. Ибо действительно лишь в первый раз восхищаешься, в остальные - вспоминаешь первый. Или я не умею восхищаться каждый раз.

Я сделал несколько зимних трибьютов на свои же фотки позапрошлым летом, потоптал лед славной реки Волхов (для некоторых из нас это закончилось не очень удачно, но все обошлось малыми потерями) и купил берестяную кружку. Как-то так вышло, что еще тогда, полтора года назад, меня убедили, что именно Новгород славен берестяным ремеслом, оттого ни в одном другом городе, где я побывал впоследствии, я не покупаю изделий из бересты.

Отдельные слова о вписке. Вписка нашлась вообще в последний момент, на квартире каких-то неформальных художников, любящих, так сказать, натуральное растительное сырье. Уже подзабытый запах. Я с трудом могу понять людей, живущих в столь светлом - как минимум, энергетически - городе, закрывающихся от его света мешковиной на окнах и сутки напролет просиживающих за компьютером. Да и в целом, грустно слушать мне тех людей, которые хотят уехать, которым нечего делать в этом городе... значит, они сами закрыли те чакры, которыми можно чувствовать то, что он может им дать. А не сосредотачиваться на внешней оболочке и проблемах.

...Но, тем не менее, это был очень неформальный и творческий флет с налетом киберпанка. Несмотря на желание абстрагироваться от города, там живут очень позитивные, добрые и творческие люди, к тому же являющиеся ролевиками и стопщиками. И несмотря на весь диссонанс с этим городом, мне очень понравилась атмосфера этой вписки. Мы приехали ночью и застали хозяев, садящихся (после натурального сырья) смотреть FF: Advent children на японском языке, а проснулись под звуки брэйк-бита, сменившего к утру игравший тихо всю ночь lounge. Как нельзя больше атмосфера такой вписки подошла, скажем, для Питера, но она в Великом. Там мы отсняли фотосессию киберпанковской куклы, а также я просто повыяснял, как обстоят дела с ролевым движением в Новгороде, в целом.

"...Я покину город до зари..." Эта фраза из "Прощай, мой дом" Эпидемии очень четко встала перед глазами, когда сегодня утром, еще перед рассветом, мы отправились домой. Туда мы ехали по большей части в темное время суток, и заняло это вместе с приемами пищи, а также тем, что мы почти час чинились на трассе, 12 часов. Полны романтики были те минуты на бодром -25 градусном морозце в созерцании звезд, перемежаемые копанием в двигателе (хотя я-то лишь помогал посильно). Итак, и рассвет и закат мы встретили сегодня на трассе. Давно я не видел таких красок рассвета, когда мы покидали город.

На обратной дороге мы на малой скрорости проехали Валдай и Выдропужск, а также попытались сделать фотосесси той церкви за Вышним Волочком, на которую я уже более года точу зубы. Но она оказалась заколоченной, поэтому фотки (пока) только снаружи. А в дальнейшем к ней можно вернуться :D .

И, говоря о холоде и перспективах. Я ничуть не меньше стал любить его в целом и рад бы там жить, но, побывав в уже немалом городов Сибири и севера, похоже, окончательно предопределил свой дальнейший переезд именно в те края. Ибо и в Москве, и в Великом Новгороде - не мой климат. Я тяжело переношу влагу в воздухе. И местные -17 были действительно дискомфортнее -34 в Коми и ХМАО. А Великий Новгород был и останется тем местом, куда еще и еще раз будешь возвращаться, чтобы прикоснуться к его энергетике. Хотя, я с радостью и поживу там в теплые времена года.

Фотки. Фотографий все больше, и все придет, так же как и отчеты о поездке в Коми и о Вологде. Пока останавливает процесс, главным образом, отсутствие настроенных программ в недавно переставленной винде, на установку которых я могу тратить не так уж много времени.

@настроение: ностальгическое

@темы: Путешествия, Отчет о путешествии, 2007.02 - Великий Новгород

20:59 

Кострома, мон-амур

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Сегодня вернулся из Костромы.
Так вновь потянуло на трассу, что отправляясь в субботу, для начала, в институт, чтобы потом выйти на нее, я в мыслях уже летел над асфальтом. И последующий путь действительно был легок - Ярославля я достиг как никогда быстро, за 3,5 часа с момента выхода на трассу в Подмосковье. А еще через полтора был в Костроме.
На родине Гребенщикова воскресенье выдалось поистине светло-осенним: яркие облака, прозрачное небо, окончание золотой осени и мокрый асфальт. Жалею, что брал с собой лишь мыльницу, думал, будет дождь, и снимать будет особо нечего. Но и ей поснимал, конечно.
Хорошо было. Я вновь реабилитировал себя на трассе. И без комбеза.
Да и сейчас хорошо - я дочитал Реки Гришковца. У меня катарсис.

@музыка: Вилли-Винки - Нам хорошо!

@настроение: единство с миром

@темы: Осень, Отчет о путешествии, Путешествия, Чувства

22:04 

Утро России: Дальний восток 2008 в историях и заметках | Презентация

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Прошедшим летом в моей жизни появились восточная Сибирь, Дальний Восток и Сахалин.
Почти два месяца путешествия - не всегда автостопного, но зато самого масштабного у меня на данный момент.

Простой отчет я впервые решаюсь заменить книгой: это повесть, собранная из заметок, историй, записей бумажного дневника, моих эмоций и мыслей. Здесь не будет сухого изложения фактов и дат, но будут размышления, мои впечатления от городов, людей и трасс. Это повествование я публикую как здесь, так и в своем дайри/ЖЖ. Здешняя версия будет отличаться тем, что некоторые подробности трасс и мест, интересных исключительно стопщикам будут _только здесь_. Также часть информации о нынешнем положении дорог и городов в регионах ДВ и на Сахалине я планирую передать в Вольную энциклопедию - то, что там можно прочесть сейчас об этих дальних регионах, уже практически не соответствует действительности.

Выкладывать записи я буду в процессе написания. Будут, конечно, и фотографии - это неотъемлемая, если не самая важная часть моих путешествий. Будут и художественные, будут и документальные. Однако это, прежде всего, книга, поэтому превалировать в самом топике с ней будет текст. Кроме того к каждому городу или событию в пути наберется два-три десятка фото, а страница с 20 постами, в каждом из которых более 10 фото просто бы очень долго грузилась и много весила. Поэтому к каждой публикации я буду добавлять какой-либо интересный кадр и давать ссылку на отдельную галерею с фото, касающимися данного отрывка повествования. Так будет легче и сосредоточиться на тексте книги, и не отвлекаться от фотографий.
Итак, приятного прочтения, поехали.

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия

22:06 

Утро России: Дальний восток 2008 в историях и заметках | Пролог

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Пролог

...Я никогда не задумывался над тем, где проходит эта граница:между домом и не домом. Иногда выйдешь за порог, и буквально через несколькошагов начинается новый мир. А порой до дома несколько сот или даже тысячкилометров, но стоит переступить какую-то грань, и ты уже ощущаешь себя вродной обители.

Я расскажу вам историю одного путешествия. Путешествия непервого и не последнего из тех, что были и еще будут в моей жизни, но до него ещеникогда я не ощущал эту грань так остро. Путешествия по своей стране и, вместес тем, по территории совсем другого государства, лишь на административныхкартах именуемого Россией. Путешествия по тем краям, где в моей стране первымнаступает утро и где на одной широте со столицей можно оказаться в тундре; потем городам, где во влажном воздухе растворена вода Тихого океана и тем, чтолежат на границе великой Степи.



Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия

00:03 

Утро России: Дальний восток 2008 в историях и заметках | Часть первая. 7 июля

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Часть первая

Почти у каждого российского автостопщика рано или поздно появляется мечта – пересечь автостопом Россию. Не важно, с востока на запад или с запада на восток, соблазн преодолеть по трассе расстояние между Москвой и Владивостоком велик. Два года назад захотел этого и я. Тем летом в моей жизни появилось много новых городов, друзей в них и еще в моей жизни тем летом появился Байкал. Он появляется и остается с каждым, кто хоть раз на нем побывал. Однако – так вышло – великое море Сибири стало тогда конечной точкой моего путешествия. Достигнув Северобайкальска, я повернул назад, словно сделав паузу в своем путешествии на другой конец России. Пауза затянулась на два года. Все это время мешали какие-то обстоятельства: отсутствие времени, отсутствие денег, какие-то скороспелые идеи и дела, требующие немедленного воплощения…

Но вот, наконец, снова лето, снова июль. За Байкалом для меня начинается Терра Инкогнита. И со скрипом колес поезда, который скоро понесет меня к ней, начнется новое путешествие – путешествие на Дальний восток.
***

...7 июля...

Я сидел на своем рюкзаке, опершись о стеклянную стенку зала ожидания. Казанский вокзал, Москва. Свободных мест в этот жаркий летний день, как и следовало ожидать, не было. Не выдержав, на свой саквояж недалеко от меня сел юноша атлетического вида, но через пару минут вскочил, когда под его весом в твердом корпусе саквояжа что-то хрустнуло.

читать дальше

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия

20:17 

Утро России: Дальний восток 2008 в историях и заметках | БАМ

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
БАМ

Краткая справка:

«Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Длина пути — 4 324 км, путь проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену близь Усть-Кута, проходит через Северобайкальск, огибая озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, семь горных хребтов. На трассе дороги пробито восемь тоннелей, среди них самый большой в России — Северомуйский тоннель. Построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков».

БАМ… Стройка века, всесоюзная комсомольская стройка… По-разному называли дорогу, призванную стать дублером Транссибирской магистрали. В начале, еще при Сталине, руками заключенных, а потом коллективными усилиями людей со всего Советского союза, эта магистраль была построена среди гор, тайги и непроходимых болот восточной Сибири и Дальнего востока.
Некоторые факты о Байкало-Амурской магистрали, которые мне удалось собрать:

читать дальше

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия

13:04 

Утро России: Дальний восток 2008 в историях и заметках | 11-12 июля. То, что остается

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
…11 июля…
То, что остается после

Вы когда-нибудь задумывались, что оставляет после себя поезд, уносящий вас прочь? После остается тишина. И даже стоит ему лишь остановиться в маленьком поселке посреди тайги, она настигает вас сразу же и окутывает своим многовековым покрывалом.

Тайга и горы. Нет смысла спорить об уместности здесь человека – просто однажды он пришел в это царство и решил остаться. А нитью, наложенной на тело этой тайги и этих гор стала БАМ – вьющаяся, расходящаяся на волокна, местами пронизывающая тело земли и камня нить рельс.

Очередная станция. Несколько пятиэтажек окружены тайгой. Она подобралась к ним так близко, что, кажется, скоро поглотит их вместе с людьми. На таких станциях и полустанках самым основательным и красивым является здание вокзала. Вокзал – это лицо всего поселка: каждый из них не похож на другой, у каждого поезд провожает девушка с семафором. И за те две-три минуты, что отведены на стоянку в таких поселках, ничего большего рассмотреть и не удаётся.

Жилые дома, напротив, ничего особенного из себя не представляют. Остается только догадываться, чем в них живут люди, о чем думают, когда просыпаются утром и с какими мыслями провожают день.

…12 июля…

Бывают у фотографа такие моменты, когда смотришь на пейзаж, жадно глотаешь воздух и понимаешь, что ни одна камера не способна передать то величие, что открывается твоему взору.

Предрассветные сумерки, туманная долина в горах. читать дальше

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия

17:01 

Утро России: Дальний восток 2008 в историях и заметках | «А где эта Тында?"

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
«А где эта Тында? Название-то какое смешное…»

Такой вопрос задала мне одна московская знакомая незадолго до моего отъезда. Между тем, Тында – административный центр, так называемая столица БАМа.

Расставание с поездом, в котором я прожил пять дней, давалось тяжело, а ощущать под ногами твердую землю стало чем-то непривычным. Тында стала для меня городом дождя. Проводницы пугали сорокаградусной жарой, но в день моего приезда солнце сменилось водой.

Наряду с ярким дождевиком, который так к месту, когда стопишь в дождь на трассе, я не поленился взять зонт, который гораздо уместнее в городе. И в первом же остановочном пункте моего путешествия выдался случай порадоваться такой предусмотрительности. Дождь шел вечером, шел всю ночь, дождь встретил рассвет, и кончился лишь после полудня следующего дня.

читать дальше

Когда утром я стоял в дверном проеме вагона-гостиницы и смотрел на серые очертания поездов сквозь косой и мелкий дождь, в голове крутилось только «я не хочу туда!..»

На вокзале я отыскал камеру хранения с шифрованными ячейками, оставшимися с советских времен. В крупных городах их все чаще заменяют подобием гардероба с номерками: вещи просто сдаешь администратору, получаешь квитанцию и номерок. А здесь даже сохранились пятнадцатикопеечные монеты (повсеместная суточная стоимость оплаты за использование ячейки в СССР). Их выдают взамен нескольких десятков современных рублей. Чтобы воспользоваться ячейкой, нужно бросить «пятнашку» в щель ячейки и задать код. Без советской мелочи аппарат не функционирует.
Тында. О городе.

…При строительстве БАМа практиковалось создание городов и поселков выходцами из определенного города СССР. Так, на магистрали существуют поселки, полностью построенные жителями Самары, Харькова, Баку. Два крупнейших города этой железной дороги – Северобайкальск и Тынду – построили петербуржцы и москвичи, соответственно.

читать дальше

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия

01:11 

Утро России: Дальний восток 2008 в историях и заметках | Тында на фото

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Итак, первые фотографии из поездки на Дальний Восток. Первый город, первая остановка. Городская фотосессия столицы БАМа. То, какой увидел ее я.



Смотреть >>

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия, Фото

01:12 

Утро России: Дальний восток 2008 | записки из поезда Тында – Комсомольск-на-Амуре

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
К востоку от Тынды ходит единственный поезд – до Комсомольска-на-Амуре. И именно на нем можно в течение чуть более полутора суток преодолеть весь восточный участок БАМа – почти полторы тысячи километров. Невообразимым и до смешного дешевым кажется и цена, за которую можно преодолеть почти половину легендарной магистрали – 700 рублей за место в общем вагоне (июль 2008). Единственное, чего нельзя делать, путешествуя на этом поезде, – это остановиться и поподробнее познакомиться с промежуточными городами и поселками. Но, пожалуй, именно ради этого – стремясь прочувствовать жизнь этих мест – вольные путешественники вновь и вновь «проходят» БАМ сами: на локомотивах, договариваясь с машинистами, в товарных и почтовых вагонах… К сожалению, в этот раз у меня не было ни времени, ни сил для такого путешествия, поэтому любовался проносящимися мимо пейзажами я через окно общего вагона.
О жаре

Поезд тронулся, и через десять минут нас снова окружила тайга. Никаких намеков на присутствие человека, кроме самой железной дороги. Но вместе с городом осталась позади и прохлада, неожиданно воцарившаяся там к моему приезду. Если ночью здесь дышится легко, и можно даже замерзнуть, то июльским днем солнце отыгрывается по полной.

Так уж вышло, что жару я не люблю с детства. Я всегда с ужасом смотрю, как в июле-августе нескончаемой вереницей тянутся на юг отдыхающие. Когда мне случается видеть один из бесконечных летних поездов, идущих в Крым, Адлер или Анапу, я сразу представляю вяленые тушки, которые вывалятся на раскаленный асфальт этих южных городов после нескольких суток пекла в металлических бочках с окошками. Больший ужас у меня вызывают, пожалуй, лишь поезда, идущие летом в Среднюю Азию.

Июль – время пассивного отдыха: валяться на солнышке, ковырять песок на пляже или, на худой конец, загорать на даче. Но не бороздить с многотонным грузом за спиной просторы Родины. Однако так уж выходит, что и мне путешествовать удается, в основном, в разгар лета.

Но ведь есть много людей, которые любят жару. В ощущении того, что твое тело каждой клеточкой кожи отдает влагу, определенно что-то есть. Но сейчас, после недели, проведенной в душных поездах, мне хочется задать им вопрос. Что, если вас лишить возможности после этих приятных ощущений принять душ или искупаться? Что, если у вас не будет этой возможности на протяжении многих дней? Что, если у вас не будет возможности даже просто постирать и высушить свое белье? Вы все также будете любить жару?

Мне же просто пришлось дать себе установку, что жары не существует. Равно как и запахов, и грязи… Похоже, именно так поступают все, живущие здесь. Это мы, жители больших городов, уже привыкли смущаться намокших подмышек и запаха пота в переполненном лифте. Достает лишь слабость, навеваемая окружающим пеклом и делающая неподъемным твой рюкзак…

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: Эмоции, Путешествия, Отчет о путешествии, 2008. лето - Дальний восток

14:44 

Утро России: Дальний восток 2008 | записки из поезда Тында – Комсомольск-на-Амуре 2

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
О пиве, корейцах и русских богатырях

…Едва поезд отходит от станции, большинство пассажиров достает свои запасы продовольствия и питья. В общем вагоне как нигде видно, насколько национальным напитком является в России пиво. За то время, что я провел в поездах, успел сделать вывод: абсолютное большинство населения пьет пиво просто вместо воды. Как основной напиток для утоления жажды! А учитывая, сколько надо пить жидкости в жару, напрашивается и другой вывод: все эти люди практически круглые сутки находятся в той или иной стадии опьянения. Что, впрочем, совсем не мешает многим из них приобщаться и к другому – уж точно национально русскому – напитку. Что совсем не популярно в российских поездах – это вино. Оно так и остается выбором редких эстетов, а также традиционным «женским» напитком.

…Как я уже говорил, в этих краях живет немало выходцев и Кореи (преимущественно северной) и Китая. Но отличить, кореец перед тобой или китаец, практически невозможно. Местные со временем начинают различать их языки – и это единственный способ идентификации. Русский они практически не понимают и, кажется, не особо стремятся его учить (кстати, интересный факт: на китайских картах часть России севернее Китая – все Забайкалье, Амурская область и Якутия - отмечены как часть территории КНР). Некоторые мои соотечественники даже поговаривают о китайской экспансии в Забайкалье и призывают срочно учить язык Поднебесной, но я такой паники не разделяю. Находясь на территории России, представители этих народов чувствуют себя в меньшинстве и стараются вести себя как можно незаметнее. С примером такого поведения я и столкнулся здесь.

читать дальше

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия

20:05 

Утро России: Дальний восток 2008 | записки из поезда Тында – Комсомольск-на-Амуре 3

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
О нравах

…Не люблю слово «провинция». Оскорбительное оно какое-то. Есть мегаполисы, есть крупные города, есть провинциальные, есть деревни и села. Каждый житель любого из перечисленных мест имеет свои интересы, ценности, стремления. Не люблю их сравнивать. Горожанин стремится больше успеть, выделиться; житель села – иметь хороших надежных друзей, крепкое хозяйство, уважение соседей. Так или иначе, жизнь в разных по численности населенных пунктах всегда будет отличаться. Мне же интересно просто подметить эти отличия.
А, поскольку весь БАМ я ехал в плацкартных и общих вагонах, я не мог не заметить некоторых характерных особенностей.


Во-первых, это повышенный конформизм, особая ценность общественного мнения и отсутствие стремления как бы то ни было выделиться из толпы. Привычка жить и поступать «как все» в этих маленьких городках и поселках порой просто шокирует. В целом, это свойственно для любого относительно изолированного населенного пункта, и найти таковые можно и на севере, и на юге, и на западе страны. Просто я впервые попал в такие места именно здесь, свернув с проторенных трасс и оказавшись вдали от больших городов.

Вот, например, тотально преобладающие короткие машинные стрижки у мужчин – начиная с мальчишек и кончая стариками. Надо отметить, что последние два года я носил длинные волосы и хвост, но незадолго до этого путешествия постригся. Сейчас длина моих волос такова, что они лишь наполовину скрывают уши с боков (то есть чуть более 10 см) и достают до глаз спереди. Я до сих пор еще не привык к этому ощущению и периодически чувствую себя почти лысым. Но только не здесь. Даже с такой длиной я здорово выделялся. Но, на удивление, внешний вид не вызывал повышенного интереса к моей персоне.

читать дальше

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Наблюдения, Отчет о путешествии, Путешествия

00:09 

Утро России: Дальний восток 2008 | Город юности: Комсомольск-на-Амуре

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Город юности: Комсомольск-на-Амуре

Понять, что оказался на другом конце России, удается не сразу. Вот и я осознал это, лишь заглянув в атлас. Как-то сложно осознать, что преодолел почти три расстояния между Москвой и Лондоном, а люди здесь также говорят на твоем языке, и страна называется также, как и дома. И пусть даже ты преодолел эти километры не по трассе, а поездом – все равно далеко-то как! Дальний Восток, Хабаровский край… С не меньшим трудом привыкаешь и к семичасовой разнице во времени: когда в Москве ложатся спать, здесь самое время просыпаться.

Когда-то о Комсомольске говорили: город Юности, город Надежд. Именно сюда, в дикий таежный край, в начале тридцатых годов двадцатого века устремились бригады юных комсомольцев. На фотографиях в краеведческом музее можно увидеть, как нетронутый берег Амура, поросший вековой тайгой, первостроители пробуравливают просеками, возводят первые улицы. Кстати, слово «первостроитель» по неподтвержденным данным родилось именно здесь. Палатки, бараки, шалаши, лютые морозы зимой и кровожадное комарье летом… И все равно – романтика! Но, конечно, только если ты сам выбрал для себя такое. Не стоит забывать, что практически все города, построенные в нашей стране в 30-40-е годы, созданы трудом тысяч политзаключенных. Не избежал этой участи и Комсомольск: как ни крути, но бóльшую часть строителей города составляли именно они.

Сейчас Комсомольск-на-Амуре – крупнейший центр российской авиации, третий по величине город Дальнего Востока после Хабаровска и Владивостока. Главным предприятием, а, вместе с тем, и местом работы немалой части населения является авиационный завод КНААПО. В настоящее время здесь выпускается основная часть самолетов Су.

…Два года назад я знал одного человека в Комсомольске и даже собирался остановиться у него, если бы добрался досюда. Звали его Андрей. Но время идет, у людей меняются координаты, телефоны. А иногда телефоны остаются, но на другом конце люди оказываются совсем другие. Вот и на этот раз, когда я еще из Тынды позвонил по сохраненному номеру, вместо Андрея мне ответил заспанный, прокуренный женский голос, искренне не понимающий, чего от него хотят. читать дальше

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Город, Наблюдения, Общество, Отчет о путешествии, Путешествия, Философия

19:35 

Утро России: Дальний восток 2008 | Комсомольск-на-Амуре. Фото

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Снимал в этом городе я немного, в основном, просто архитектуру.


Смотреть >>

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия, Фото

13:52 

Утро России: Дальний восток 2008 | По пути в Ванино. О "настоящей жизни"

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
…17 июля…
По пути в Ванино, или Записки из поезда, часть вторая

О «настоящей жизни»


На этот раз общий вагон который, опять-таки, за смешную сумму в 320 р. доставит вас из Комсы в Совгавань – если хочется просто добраться до переправы на Сахалин, и не хочется долгих мытарств с поисками вписки в локомотивы) практически полон. Многие пассажиры едут на Сахалин, а железная дорога в Советскую Гавань – основной путь, которым можно добраться до парома.

В поездах, по-моему, как нигде можно увидеть настоящую жизнь простых людей. Каждый из пассажиров привносит кусочек своего жизненного уклада, а вместе эти кусочки собираются в единое полотно настроений, царящих в том или ином регионе. Особенно это заметно в локальных поездах, где большинство пассажиров живут в той области, где эти поезда ездят.

…Летним вечером в общем вагоне наступает душное зловонное марево, схожее с атмосферой кабака, где работяги напиваются после трудового дня. Жара, запах вяленой рыбы и пота, чей-то перегар (похоже, что многодневный), скопище полуголых мужских тел, неровной походкой передвигающихся по вагону. А на занятых верхних полках, невзирая на грязь, уже кое-где спят разморенные жарой женщины, прилепившись лицами прямо к дерматину. В общем, обстановка такова, что хочется закрыться ото всего, уйти в книгу или, на худой конец, в тамбур.

читать дальше

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия

22:48 

Утро России: Дальний восток 2008 | По пути в Ванино. О сахалинских гастарбайтерах

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
О сахалинских гастарбайтерах

Каждое лето предприимчивые дельцы с острова нанимают дешевую рабочую силу на материке для работы в портах, на добыче рыбы; немало рабочих с материка едут на Сахалин строить нефтепровод.

Половина моего вагона занята бригадой бурят, направляющихся ловить рыбу в Корсаков. В основном, это простые деревенские мужики, заработок которых на острове будет гораздо выше того, что они могут заработать дома. Чтобы добраться до места будущей работы, используются самые дешевые варианты перемещения: комбинация плацкартных и общих вагонов, а затем паром на остров (забегая вперед, скажу, что большинство населения Сахалина предпочитает перемещаться между островом и материком на самолетах).

Напротив меня как раз сидит один из членов этой бригады: грузный мужчина лет сорока пяти с характерным скуластым лицом. У себя в бурятской деревне он много лет держит домашнее хозяйство: коров, овец, птицу. В начале лета просто увидел объявление о наборе людей для промышленной добычи рыбы на Сахалине, собрался и отправился в путь.

Я вот пытаюсь представить, сколь много сельских жителей европейской части России так легки на подъем, чтобы оставить хозяйство на семью, уехать на заработки за несколько тысяч километров от дома на все лето… Мой сосед и его коллеги в пути уже четвертые сутки, а весь путь займет неделю. Но воспринимается это как само собой разумеющиеся временные затраты. Я слушаю будущего бурятского рыбака и с улыбкой вспоминаю, как многие летают самолетами из Москвы в Питер, в Казань, да даже на Урал, куда поезд идет «всего-то» чуть более суток. Да уж, масштабы, расстояния – Европа, Азия…

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия

23:00 

Утро России: Дальний восток 2008 | об индивидуалистах, коллективистах и армии

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
О европейском индивидуализме, восточном коллективизме и об армии


Чтобы как-то пережить время до захода солнца, который должен принести с собой прохладу, я пошел в вагон-ресторан. Нет, не для того, чтобы поесть – просто это единственное место, где можно спрятаться от жары и спокойно сделать запись в дневнике. Из людей здесь лишь две официантки и трое ребят, пьющих пиво за столиком в углу.
Вскоре они ушли, а в вагон-ресторан зашел другой парень. Я к тому времени просто стоял у столика и смотрел на проносящуюся за окном тайгу: на фоне летнего пейзажа на стекле плохо пропечатанная надпись «За…рыто на зиму».

В этом вагоне-ресторане всего два столика, причем оба стоячие, и парень подошел к моему. Мы разговорились: я немного рассказал, о том, где бывал и куда еду, а Андрей – так он представился – о своей службе в армии.
Служил он на Кавказе, недавно вернулся и пока наслаждается дембельской жизнью. Простой русский парень, уважающий друзей, честь, с четкими понятиями о том, что хорошо, что плохо.
Кстати, на Дальнем Востоке не принято так активно, как у нас, увиливать от службы в вооруженных силах. Отношения, общение между теми, кто отслужил, отличаются от отношений между людьми, в армии не бывшими. Взаимоуважению, взаимопомощи, коллективизму служба, все-таки, учит. И этого, мне показалось, здесь в людях больше, чем там, где я живу.

читать дальше

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия

19:48 

Утро России: Дальний восток 2008 | Утро

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
…18 июля. Ванино. Кафе…

Рельсовая часть путешествия вместе с вагонными реалиями осталась позади. Ее финалом стал самый короткий, но и один из самых красивых участков Байкало-Амурской магистрали – между Комсомольском-на-Амуре и Ванино. Дорога здесь проходит через Сихотэ-Алиньский хребет, отделяющий дельту Амура от Татарского пролива и Японского моря. Именно этот участок БАМа был построен первым еще в 20 – 30-е годы XX века. Стал он и самым тяжелым в прокладке, так как полностью построен руками заключенных, практически без использования какой-либо техники (да и не до технологий было в то время).

Всего за несколько часов поезд по пути на восток взбирается на высоту почти полутора километров, а потом вновь спускается практически до нулевой отметки над уровнем моря. И эти места, по-моему, одни из самых красивых на протяжении всей Байкало-Амурской магистрали.
Даже несмотря на то, что перевал Сихотэ-Алинь мы преодолевали в сумерках, все равно завораживающе было смотреть, как поезд виляет по склонам гор, не спеша поскрипывает, взбираясь все выше и выше. Выглянешь из окна – в полуметре от рельс видно резко уходящий вниз склон и далекие деревья на дне долины; посмотришь на горизонт – силуэтами на фоне закатного неба раскинулись вершины гор. Ощущение того, что едешь на поезде, а многие из этих гор если не ниже, то на уровне твоих глаз, - непередаваемо.
***

Завершающим аккордом железнодорожного путешествия стали сегодня предрассветные сумерки, когда поезд уже подъезжал к Ванино.
…Узкая полоска скальной насыпи, несущая на себе колею рельс, разделяет болотистый берег, поросший осокой, с одной стороны, и море – с другой. Восток как раз там, где море. И над самой водой брезжит рассвет всеми оттенками – нет, не розового или оранжевого, но фиолетового, малинового и алого цветов. Все, что выше этой полосы света, занимает тяжелая пелена черных облаков, а внизу, словно сразу от окон поезда, начинается зеркальная гладь воды, отражающая небывалые цвета неба. Вновь напрочь пропадает ощущение того, что ты на Земле. Через несколько минут поезд приближается к заброшенной части порта. Здесь зрелище становится еще более нереальным: на фоне бесконечной водной глади и малинового горизонта встают резкие силуэты непонятных металлических конструкций, торчащих из воды – то ли сгнившие остовы кораблей, то ли опрокинутые вышки кранов. Такие рассветы умеют рисовать разве что мастера аниме в стиле киберпанк. И солнце.

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия, Чувства

13:40 

Утро России: Дальний восток 2008 | Ванино - переправа на Сахалин

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Ванино

Поселок Ванино известен тем, что здесь находится основная паромная переправа на Сахалин. Если не пользоваться авиатранспортом, то миновать его вряд ли удастся. А если предстоит транзит между островом и материком на автомобиле, то это точно единственный путь.

Паром на остров ходит раз в сутки и вмещает сто пассажиров, а также грузовую часть. О том, что в разгар лета на паромы не хватает билетов, и людям по несколько суток приходится вести кочевой образ жизни на вокзале в их ожидании, я уже был наслышан. Виной тому все те же сезонные рабочие, заранее бронирующие по несколько десятков билетов, а также большое количество небогатого местного населения, активно перемещающегося между островом и Большой землей летом.

Наш поезд прибыл на вокзал около шести утра. Касса морского вокзала, где продают билеты на паром, находится здесь же (прямо от вокзала до парома ходят и автобусы, стоимость проезда в которых включена в паромный билет). Вокзал в этот утренний час был почти пуст, и небольшая очередь в морскую кассу, выстроившаяся из пассажиров моего поезда, меня даже смутила – людей чуть больше десятка, никакого ажиотажа, билетов, точно, всем хватит. Но часы зала ожидания не спеша сменили свое время с шести на девять утра, а наша маленькая очередь почти не сдвинулась с места. Зато в параллельной, еще меньшей по размерам, очереди всего несколько человек выкупили по коллективной брони почти половину билетов на сегодняшний паром. А через полтора часа после нашего прибыл второй поезд (в Ванино ежедневно приходят два поезда, и оба утром), пассажиры которого образовали очередь третью. Она хоть и была гораздо длинней нашей, но всего за час рассеялась – почти все они разобрали забронированные ранее билеты. В половине десятого нам объявили, что билеты кончились, и до следующего дня мы никуда не уедем. Так, приехавшие первыми, остались с молчаливой злобой провожать прибывших последними. В общей сложности этот день не смогло уехать на Сахалин из Ванино 33 человека.

читать дальше

Опубликовано на travel-sense.ru/

@темы: 2008. лето - Дальний восток, Отчет о путешествии, Путешествия

20:47 

Утро России: Дальний восток 2008 | Фото порта Ванино, немного тайги из поезда и Татарский пролив

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
главная