Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

ГОРЕТЬ И ДАРИТЬ СВОЙ СВЕТ

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
02:09 

Нефтегазовое "кольцо" 2016. День четвертый

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Приобье - Надым

Офигеть! ЯНАО! ЯНАО! Я в Заполярье! Я в Надыме! Сам, автостопом!

Всегда такие радостные охватывают, когда, наконец, оказываешься так далеко, и куда так трудно. Больше двух тысяч км от Удмуртии. Приполярье! Да, завтра рассветет в 11 утра, а в половине четвертого будет темно.

Надым - город газовиков, как и все остальные в этом регионе. Люди живут здесь только из-за топлива, которое тут добывают, и которым живет страна. И хорошо живут. Уже после краткой прогулки - в Надыме чисто, свежо, светло, как и во всех нефтегазовых северных городах, и просто уютно. Остальное узнаю завтра.
Заезжали по пути мы с водителями и в другие посёлки на трассе, Лыхму, Ягельный. Все они здесь образуются при компрессорных станциях на газопроводах, и, хоть они и совсем маленькие, внутри также уютно и светло, двери не запираются, нет пьянства, а люди просто работают. Соответственно, "на газе".

Зимник оказался не совсем даже зимником. Еще около 600 км на север от самой северной точки Уральской ЖД, Приобья, почти на полторы тысячи км севернее, чем мой дом. Первые 20 км это действительно ежегодно намываемый зимник по болотам и протокам Оби, потом ледяная переправа, и, о, чудо! Асфальт!
До затерянного в тайге Белоярского идет вообще практически обычная дорога, больше 100 км асфальта, потом начинаются бетонные плиты. Собственно зимник начинается ближе к деревне Сосновка и идет около 100 км до границы с ЯНАО. После снова начинается ровная насыпь, а следом и плиты, уже вплоть до Надыма. Да и сам зимник очень приличный: по сравнению с некоторыми, где я ездил, здесь даже вполне можно пускать рейсовый транспорт. Честно сказать, и многие водители так несерьезно относятся к этой дороге, что было здесь немало смертельных случаев - все же, на несколько сот км вокруг будет одна тайга, и в своем авто, и в себе надо быть уверенным, прежде чем отправляться в путь.


Переправа через Обь, Приобье, -32

Весь зимник я преодолел на четырех машинах, стартовал с вокзала Приобья в половине двенадцатого, а в 22 часа въехал в Надым. Один водитель даже завёз к себе в поселок пообедать - на всем зимнике нет никакого питания. Очень не хватает иркутских "пикетов", как на зимнике в Мирный из Усть-Кута. Смотреть еще 6 фото и читать далее >>

@темы: Фото, Путешествия, Отчет о путешествии, 2016.01 - Зимник в Надым

02:08 

Нефтегазовое "кольцо" 2016. День третий

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Ивдель - Югорск - Советский - Нягань - Приобье

Сегодня я доехал до крайней точки, где кончаются дороги по левому берегу Оби. Давно зарился на этот тупик на Северном Урале в Ханты-Мансийском округе, и вот попал сюда.

Западную часть северной широтной магистрали (Пермь - Качканар - Ханты - Томск) уже полностью доделали, и теперь из Перми можно запросто проехать хоть в Ханты-Мансийск, хоть в Сургут, хоть в Уренгой, минуя Транссиб.

Проезжал по этой трассе пять лет назад, и тогда на Северном Урале на ней еще не везде лежал асфальт. Теперь остается только закончить строительство в Томской области, и Россия полностью получит новый транспортный коридор из Сибири в Европу.

***

Ночь в Черемухово была непростой, и только комплект из берушей и маски для сна позволил хоть немного поспать. Зато дорога весь день была легкой - уже никаких вариаций, просто путь на север.

Один из пунктов Северного Урала - Ивдель, интересен тем, что название мужского рода. Знаю в России только одно еще такое, звучащее совершенно по-женски, Микунь в Коми. А может, все это от чрезмерного количества эльфийских женских имен в обиходе, заканчивающихся на мягкий знак? ;)

Ивдель, тем временем, крупный газовый центр Урала, здесь сходится аж девять веток газопроводов. Еще откуда-то отсюда есть зимник вдоль трубы в ЯНАО, но осталось неизвестным, как на него попасть. Кроме газа Ивдель прославился как край зон, их даже сейчас еще осталось немало.

Обедал уже в ХМАО. Отсюда не видно гор, зато любимая моя сказочная зимняя природа с лихвой окупает их отсутствие. Здесь явно какой-то волшебный снег!

Югорск и Советский пролетели по объездным, а дальше трасса идет уже с запада на восток через весь Ханты-Мансийский округ. Расстояния увеличились, и до соседней Нягани уже почти три сотни км. Хотя, дорога позволяет летать здесь на 160 км/ч, что мы и делали - поймал скоростную Хонду. Дорога сюда сворачивает с новой федералки, направляясь в медвежий угол округа. Конечную точку ее, Приобье, когда-то также возвели в рамках освоения газовых месторождений, а я-то все удивлялся, зачем в этот совершенно глухой район даже провели отдельную ветку жд почти на 1000 км от Екатеринбурга!..

Но, оказывается, дорога здесь не заканчивается: Через переправу, уже к северу от Оби она продолжается до Белоярского, а дальше зимником уходит до самого Надыма. Все это уже царство газовиков и нефтяников, и этот, один из немногих непройденных мною зимников нефтяных регионов России и является целью моего путешествия на этот раз.

Стартовать хотел в ночь, так как добрался до Приобья еще в 8 вечера, выяснил, где начинается зимник и даже устопился туда... Но, стоя в кромешной тьме и медитируя в -25 на созвездие Ориона я, в конце концов, пришел к мысли стартовать утром. Еще меря смущал едва заметный скрип чьих-то движений в темном лесу на пустынном повороте, и, как мне раз показалось, чье-то подвывание...

Вернулся в Приобье второй раз, причем теперь меня подвезли местные ребята, которые сразу забрали меня в гости, но, к сожалению, не смогли вписать на ночь. Значит, снова вокзал, но какой же он здесь приятно удивительный! Он не просто работает круглые сутки, несмотря на то, что тупиковый, и принимает лишь два поезда в сутки. Он просто цивилен, современен, чист и пуст! Сразу чувствуется, что регион заботится об этом, в отличие, например, от того же Североуральска, лежащего южнее на той же ветке, принимающего те же поезда, но работающего только к их прибытию.

А Приобье вместо маленького поселка на окраине округа когда-то было развитым центром, попавшим после развала страны под "Железный бум", и просто-таки распиленное под основание и сданное на металл своими же жителями в голодные девяностые. Больше всего поразил рассказ о том, как тогда на металл жители распилили целую электростанцию...

Завтра старт на зимник, и домой я, все же, кажется успеваю не раньше конца каникул. А так хотелось хоть на пару дней раньше :) .



Смотреть еще пять фото >> молодых специалистов. Да, кстати, учителя музыкальных специальностей здесь тоже нужны ) .

@темы: Фото, Путешествия, Отчет о путешествии, 2016.01 - Зимник в Надым

02:05 

Нефтегазовое "кольцо" 2016. Тагил и старт на север

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Электричка идет через все горы так неспешно, что в Нижнем Тагиле оказывается только спустя шесть часов после выезда из Чусового, хотя ехать около 200 км.

Нижний Тагил показался действительно городом довольно суровым и даже запутанным, и вообще, его поскорее хотелось покинуть и отправиться на трассу. Но он оказался еще и таким длинным, что покидать его пришлось сначала на маршрутке, потом попутным транспортом, и только потом выйти на искомую северную трассу. Порадовала только церковь уже на южной окраине. Наверное, в Рождество нужно было обязательно ее встретить на своему пути. Но Тагил - это уже и один из белых городов, такой, где снег на дорогах примерзает к асфальту до весны, поэтому в городе совсем светло.

Дальше старт на трассу, идущую в ХМАО. За этот день успел проехать Серов, Североуральск и полсотни км не доехал до Ивделя. Однако, до 60-й параллели уже добрался, привет Петербургу :) .

Погода по-прежнему не слишком морозная - все те же -20 - -25, правда, кто-то спрятал сегодня солнце, хотя облачность обещали только с завтрашнего дня. Поэтому все фото снова только с телефона: для документации его оказалось вполне достаточно.



Смотреть еще два фото >>

@темы: 2016.01 - Зимник в Надым, Отчет о путешествии, Путешествия, Фото

02:04 

Нефтегазовое "кольцо" 2016. День второй

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Чусовой - Нижний Тагил - Серов - Североуральск - Черемухово (между Североуральском и Ивделем)

Ночью специально остался на вокзале в Чусовом, чтобы с утра проехать на электричке по первой уральской железной дороге, соединившей Екатеринбург с западной Россией... и не пожалел! Настоящие пейзажи из сказки, сопки, поросшие волшебными елями, уходящие вдаль.

Екатеринбург - Кунгур - Пермь в сравнение не идет. Кстати, несмотря на то, что все поезда сейчас ходят в столицу Урала, все же, через Кунгур или вовсе южным путем из Казани, один поезд здесь ходит - фирменный "Малахит" из Москвы. На нем можно рассмотреть всю красоту мест, где прошли первые уральские железные дороги.

Впервые видел своими глазами стеллу Европа - Азия (теперь я в Азии). Подобная же, только с указанием направлений на континенты, стоит на станции Азиатская (есть же на этой жд и станция Европейская, называемая здесь попросту Европой).

Также, как и у нас между Удмуртией и Татарстаном, здесь для проезда между областями ныне требуется пересаживаться из одной электрички в другую (каждая ходит только до границы своей области). И вот здесь меня ждал сюрприз, точнее, свинья от соседей-пермяков... С наступлением нового года закончила действие моя чудо-бумага, даровавшая бесплатный проезд во всех электричках страны, новая пока где-то далеко... И поехал я на электричке как честный студент, за полцены. И вот тут бойтесь студенты... Теперь каждая область сама решает, давать нам льготы или нет. В общем, во всем Пермском крае студенты ездят в электричках за полную стоимость. Пиши пропало! В итоге, за красоту пришлось заплатить почти суточный рацион пропитания. Ну, хотя бы оно того стоило.

На одной из станций также встретился, наверное, самый душевно сделанный... Туалет (см. фото).



Смотреть далее >>

@темы: 2016.01 - Зимник в Надым, Отчет о путешествии, Путешествия, Фото

02:03 

Нефтегазовое "кольцо" 2016. День первый

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
День первый. Ижевск - Воткинск - Пермь - Чусовой. Бодрый приуральский морозец, чистейшее зимнее небо (да-да, вечно мутное небо по-прежнему заканчивается за границами Удмуртии). Закат на пермской объездной, а стоит пересечь реку Чусовая, как капитально меняется природа - начинаются мои любимые северные ели, количество снега резко увеличивается, и появляются первые горы. Не ездите в Екат через Кунгур, там неинтересно ;).



Смотреть еще 4 фото>>

@темы: Фото, Путешествия, Отчет о путешествии, 2016.01 - Зимник в Надым

01:59 

Итоги года 2016. Новый год. Каникулы

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Если во встрече Нового года в последний момент я уже ничего изменить не мог, то за наступившие каникулы ответственность уже полностью лежала на мне. Путешественнику было бы совсем глупо провести их в городе, как делает то большинство оседлых людей.

Первые 4 дня 2016 года я действительно провел в Ижевске, но все это время чувствовал себя именно путешественником в этом городе. Дома стояли собранными рюкзаки, и даже экспедиционный пуховик я не менял на городской - благо, морозы подоспели крепкие. Когда же до конца каникул осталась ровно неделя, я понял, что пора в путь. Подальше от поисков понимания, людей, условностей. Туда, где обретаешь самодостаточность, где только трасса, ты и Бог.

В такие моменты, как никогда, чувствуешь. Чувствуешь, а не думаешь. Вечером перед выездом я сел за фортепиано и впервые в жизни импровизировал. Конечно, в меру умений, но после - пока что не смог воспроизвести чего-то подобного. Наверное, чтобы быть классным музыкантом, так чувствовать нужно всегда, а мне для этого пока что обязательно нужна какая-то... мм... сложность в жизни.

***

Следующим утром я стартовал на Северный Урал. Куда еще отправиться за "красотой, которая правит в сердце" (с) БГ, как не на север? :) Читать далее >>

@темы: 2016, Итоги года, Итоги года 2016

21:02 

Итоги года 2016. Новый год. Начало

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Предыдущий - 2015 - год выдался на редкость оптимистичным и богатым на события, поэтому и заканчивал я его на оптимистической ноте. В нем явно было больше хорошего, чем плохого. По сравнению с тем, каким стало для меня начало ныне уходящего 2016-го, предыдущий год я буду долго вспоминать, как ясный летний день среди осеннего ненастья.

Все началось в последний день 2015 года. Несколько лет я встречал Новый год в поезде, однако на этот раз людей собрать не удалось: поздно начал это делать, сам круг людей рядом со мной сменился... Катастрофа надвигалась: за день до Нового года из общежития, где я сейчас живу, разъехались по домам все студенты-соседи. Официально в нашей общаге даже было запрещено оставаться на каникулы - здание закрывалось на профилактику. Однако мне некуда было уезжать - сейчас здесь мой единственный дом.

Чтобы не остаться в нем одному в самый домашний праздник, я чудом нашел интересную компанию в почти соседнем Екатеринбурге, куда решил отправиться поездом 31 декабря. На самом деле, это был последний шанс встретить год весело. Но, похоже, у Провидения, все же, на меня уже были свои планы. Впервые в жизни... меня не посадили в поезд. Была проблема с электронным билетом, и за время краткой стоянки никто просто не успел ничего сделать. Состав беззвучно тронулся, увозя с собой последние надежды на счастливый Новый год. Полностью снаряженный, еще около часа я провел на вокзале, готовый поехать к кому-нибудь в гости автостопом в этот предновогодний день, но нигде, докуда можно было бы добраться к ночи, меня не ждали. В столицу Урала по трассе я тоже уже не успевал.

Читать далее >>

@музыка: Tears - X Japan

@темы: Итоги года, Итоги года 2016, 2016, Новый год

00:27 

Западно-Уральская железная дорога 2016

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Поездка по Западно-Уральской железной дороге из Пермского края в Свердловскую область стала моим первым, пусть и кратким, путешествием лета 2016. Именно на нее я отправился, когда после летней сессии покинул до осени Ижевск - за несколько дней до большого путешествия в Архангельскую область. Это небольшое путешествие стало для меня началом летних железнодорожных открытий, ведь и весь уходящий год так или иначе связан у меня с путешествиями по затерянным железнодорожным веткам страны.

Автостопная закалка

Марш-бросок из Ижевска в Чусовой, с которого начинается этот рассказ - яркий пример того, что при наличии цели никакие невзгоды не помешают ее достигнуть.

Стоило мне засобираться покинуть Ижевск, и лето в конце июня будто кончилось. За один день на всё Приуралье ветры принесли несусветный холод, дождь, и впору было подумать об осени. Только яркая зелень первой половины лета радует.

Автостопное лето открылось, пожалуй, самыми ужасными условиями на летней трассе, которые только можно представить: +10 в разгар лета в средней полосе России, ветер в лицо, моросящий дождь - это лишь начало. В тот момент, когда начало темнеть, я был еще на полпути к цели и только подъезжал к Перми. Рюкзак давно ушел под накидку, а сам я стопил, стоя под зонтиком в качестве прослойки между двух рюкзаков. Серьезная проверка всего автостопного снаряжения.

Моей целью был ЖД вокзал города Чусовой Пермского края, откуда с утра я собрался отправиться на локальном поезде по одной из самых старых веток уральских железных дорог, и отступать было некуда. После полуночи по северу я на нескольких машинах прошел Пермь, стопил на улице Ветлужская. Однако, стартовать, все же, стоило пораньше: в мокрой ночной глуши где-то посреди Пермского края машин не то, что бы не было, и прямую до Чусового я "взял", уже второй час голосуя фонариком на каком-то совершенно темном повороте. Если бы мне не попался этот водитель, которого я по началу принял за древнерусского воина (за длинные волосы и растительность на лице), до утра к поезду мог бы и не успеть. Зато теперь мы до сих пор поддерживаем связь в Контакте :) .

Западно-Уральская ЖД

Западно-Уральская железная дорога Чусовой - Лысьва - Кузино является уникальной в своем статусе действующей колеей: она была построена ровно сто лет назад для обслуживания заводов по реке Чусовой, в середине ХХ века стала использоваться практически только для вывоза леса и сейчас является своеобразным ширококолейным воплощением лесовозных узкоколеек: кроме лесовозов, в сутки по ней проходит всего две пассажирские "электрички", состоящие из двух сидячих вагонов и "дизеля".


Весь путь изобилует оригинальными и загадочными названиями, самым таинственным является станция Невидимка. Многие другие имеют тюркские или финноугорские корни, либо связаны с различными фамилиями.

Читать и смотреть далее >>

@темы: 2016.07 - ЗУЖД, ЖД, Отчет о путешествии, Путешествия, Фото

12:44 

Русский север 2016: Череповец

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Рассказ о последнем городе, в котором я побывал в этом путешествии, будет не слишком длинным. Я пробыл в нем слишком мало, и посмотрел на него совсем мельком. Прибыл в Череповец я за полночь после двух дней в пути, а уже на следующий день после обеда нужно было уезжать, так как вписка в нем была всего на одну ночь.

Меня прекрасно встретили и даже провезли по самым знаковым местам Череповца на машине, рассказав о каждом. Но, все-таки, полтора часа - это не то время, за которое можно составить цельное представление о самом крупном городе в области. Преставление о городе обычно у меня складывается, когда я могу представить его карту и наложить на нее те места, где побывал. Чтобы сделать это, в новом городе я обычно всегда останавливаюсь, минимум, на два дня. Здесь на этот раз такой возможности не было, поэтому я схватил всего урывками.


Когда я переезжал жить в Вологду, мне даже в голову не приходило поселиться в каком-то еще городе Вологодской области, однако, оказывается, Череповец не только не меньше, но даже наоборот - самый крупный город Вологодчины, превосходящий областной центр. Вологда здесь как Вашингтон - небольшая столица с минимумом производств и администрацией области, а Череповец как Нью-Йорк - с деловой жизнью, коммуникациями и промышленностью. Также, как и крупнейший город США, Череповец является важным городом-портом. И пусть Вологда тоже стоит на реке, но дальше прогулочных маршрутов там не уплывешь. Череповец же, стоящий на реке Шексне, оказывается, порт пяти морей, так как является часть Волго-Балтийской системы.

...Когда-то друг в Казани мне рассказывал, что щит для прокладки метро в город везли из Европы, и был он настолько большой, что транспортировать его возможно было только по воде. И я вот теперь думаю - его, получается, тоже через Череповец тянули? Или еще как?..

Читать и смотреть далее >>

@темы: Фото, Путешествия, Отчет о путешествии, 2016.07 - Архангельская область

21:25 

Русский север 2016: дорога на юг

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Весь следующий день была долгая дорога на юг, в который я преодолел почти 700 км пути. Ехал я пока что еще совсем не в Москву, а в... Череповец, город, который не доводилось посетить уже столько раз, сколько и припомнить сложно - начиная с того момента, как туда шли прямые машины, из которых я высаживался, отправляясь ранее намеченными маршрутами и заканчивая периодом, когда сам жил в Вологде, из которой съездить в Череповец - дело одного дня и без ночевки.

***

Вечером накануне, выбравшись на М8, я проехал по ней километров девяносто, после чего встал ночевать в каком-то жутко комарином поле на окраине Емецка. Сложно представить, как бы сложилась моя судьба, не будь у меня там накомарника :) .

А потом километры тянулись и тянулись. Единственное, что хочется отметить, вся М8 сейчас от Москвы до Архангельска полностью отреставрирована, и водители здесь теперь любят летать по ней, как по стеклу на 150-170 км/ч, благо и камер с гаишниками здесь не так много, как в центральной России, хотя у настоящих любителей гонок почти всегда встретишь в машине "анти-радар".

Честно сказать, дорога на юг абсолютно не радовала, потому что, во-первых, этим летом даже в приполярные районы Архангельской области пришла южная жара и такая же южная марь в небе, так, что северной его чистоты я не видел уже с тех пор, как покинул Кимжу. А еще чуть южнее и вовсе началось бедствие - в этом году Архангельская область горела. А лесные пожары, гарь и смог - пожалуй, худшее, что можно представить, когда едешь поглазеть на северные красоты за три-девять земель. Одним словом, я ехал на юг, а мне хотелось... на Кольский :) . Там никогда ничего не горит, и северное небо всегда северное.

Под Вельском встретил первого стопщика-коллегу на пути. Типичный парень-болельщик из Ярославля, который ездил к родственникам в Вельск автостопом, впервые так далеко, потому что обычно только в Москву на матчи. Поначалу мы с ним поболтали и разминулись.

И уже где-то за Вельском на меня свалилась редкая автостопная удача после долгого и безрезультатного стопа на совершенно не удобном участке дороги (ремонтные работы, светофор, нет места для остановки, еще и съезд с горы - но работы на много км вперед, поэтому деваться некуда). На этот раз "всего лишь" Мерседес, правда, не уступающий вчерашнему Лексусу, который идет прямо в Череповец, а за рулем интересный водитель, владелец бизнеса, не испорченный таковым, человек, с которым есть, о чем пообщаться. Посадив меня, он, правда, признался, что принял меня за рабочего, так как я был в ярком комбинезоне, потому что "своих не бросает".

В итоге последние 300 км мы ехали с удовольствием. Тот редкий случай, когда действительно есть много, о чем поговорить. По дороге мы встретили того же ярославца и подобрали его, довезли до Вологды. Вологду проезжали через центр, так случайно я вдруг сумел повидать город, в котором когда-то жил. В Череповец мы въехали уже ночью - первой для меня темной ночью за последние две недели. В этот момент я уже знакомил человека с творчеством Вагнера и Бетховена, сохраненным в телефоне. Этой ночью на акустике Мерседеса "Тангейзер" и "Патетическая" были особенно к месту.

@темы: 2016.07 - Архангельская область, Отчет о путешествии, Путешествия

20:55 

Русский север 2016: в цивилизацию

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Мне нравится это чувство, когда ты с уверенным видом выходишь на совершенно безмолвную трассу и также уверенно начинаешь ловить проходящие раз в полчаса машины. Когда выходишь на трассу, нужно быть уверенным, что уедешь.

Именно с таким видом вышел я и на дорогу из Лешуконского, встав на обочине и удивляя своим видом редких селян. Уверенности мне было не занимать, потому что солнце уже клонилось к закату, а в здешних местах и днем-то нечасто ездят дальше соседней деревни. Спустя час, я в первый раз поменял позицию, спустя еще полчаса - второй. Село осталось позади, прогулки вдоль дороги немного помогли отбиться от комаров.

Не уехать я, все-таки, не мог, и здесь меня, наконец, взяли до переправы местные жители, едущие искупаться перед сном. Мило, но недалеко :) .

А вот возле переправы уверенность все-таки сменилась логикой: за оставшийся вечер здесь прошла еще пара машин - до соседней деревни, но никого дальше не последовало. Ночевать же на глухом повороте в лесу мне совсем не хотелось.

Когда стало совсем поздно и голодно, автостоп, все же, пришлось отложить до завтра, и я отправился ставить палатку под той самой эпичной стеной из мергеля, которая вблизи примечательна тем, что от нее постоянно откалываются мелкие камушки, создающие шелест и ощущение чьего-то присутствия. Поужинав, я еще долго бродил в поисках удобного места под палатку - нужно было найти укатанное место, так как сухая глина острая, и можно повредить и коврик, и палатку, и спать неудобно :) . Честно говоря, дольше всего смущали чьи-то "лепешки", раскиданные по берегу, не похожие на коровьи или лошадиные. Учитывая повышенную концентрацию медведей в данной местности, я даже полез искать через хилый интернет, как выглядят эти штуки у медведей :) . В итоге, толком понять, чьи же это следы жизнедеятельности, так и не удалось. И только наличие в непосредственной близости с понтоном дежурного судна, на котором вроде как должны быть люди, а также трассы под боком, равно как и абсолютно лишенного растительности глиняного берега с отвесной стеной над головой, позволили более менее спокойно заснуть.


***

Вставать утром я не спешил - трафик в ранние часы здесь мало отличается от вечернего. Даже когда, таки, встал, собирался и завтракал, пропустил всего машины две.

Довольный утром и завтраком я, наконец, занял пост у въезда на понтон, и не прошло и часа, как появилась первая машина :) . Тот редкий случай, когда машина здесь была частной, ехала в деревню всего за несколько десятков километров отсюда - то ли в Юрому, то ли в Палугу, и на ней я и покинул Лешуконское. До встречи со мной об автостопе в ней, конечно, не слышали :) .

Читать и смотреть далее >>

@темы: 2016.07 - Архангельская область, Отчет о путешествии, Путешествия, Фото

12:37 

Русский север 2016:  Лешуконское

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Вот это настоящее северное село! Пробравшись сквозь дебри мезенских лесов, в конечном итоге, действительно попадаешь в в такое обособленное и самодостаточное место, что сомнений практически не остается - ты на краю мира. И дело даже не труднодоступности, не в автономности - так, что даже электричеством село снабжается от собственной дизельной станции, не привязанное к центральным электросетям.

Смотришь вокруг, и сердце наполняется вдруг очень важным и редким ощущением, которое свойственно лишь совсем не многим маленьким населенным пунктам на окраинах цивилизации. Это чувство... основательности, уверенности в том месте, где живут люди. Проявляется оно в ладно сколоченных, хоть и порой очень старых домах, в украшениях, которыми богат фасад едва ли не каждого из них, в какой-то душевной чистоте улиц, даже несмотря на столбы пыли, затмевающей солнце после каждой проехавшей машины. Просто это одно из тех мест, которое его жители по-настоящему любят, из которого не пытаются сбежать при первой возможности, место, в котором не сквозит из каждой щели духом скорого побега, как, например, в маленьких угольных поселках в окрестностях Воркуты.

Рельефом Лешуконское мне больше всего напомнило недавно посещенную Верхнюю Тойму: здесь такой же высокий берег, над которым на плато раскинулось само село, а вдоль берега раскиданы лодки и рыболовные сараи. Плато это изрезано несколькими крупными логами, или распадками, как сказали бы на Сахалине, и через них также, как в Тойме перекинуты деревянные мосты. Пожалуй, это одна из самых отличительных черт северного убранства улиц.


Сами дома, при этом, совсем не похожи на тоемские: многие из них многоквартирные, но их отличительным свойством является наличие мезонина. Серьезно, столько домов с мезонинами я не встречал, похоже, еще нигде в России. Само село успешно обходится за пару часов, как и другие подобные, поэтому погулять по Лешуконскому я успел в тот же вечер, что и приехал. Большой рюкзак спрятал в кустах недалеко от места, где решил заночевать.

Читать и смотреть далее >>

@темы: Путешествия, Фото, Отчет о путешествии, 2016.07 - Архангельская область

15:48 

Русский север 2016: дорога в Лешуконию

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Итак, заповедную Кимжу и удаленную от всех городов Мезень теперь можно положить в копилку впечатлений этого лета, но, все-таки, в этих местах я уже бывал несколько лет назад, пусть и почти проездом. Все-таки, надо в этой поездке открыть для себя что-нибудь новое! Значит, в еще большую глушь! :)

Граничащий с Мезенским Лешуконский район настолько оторван от центральных трасс, что сами жители любовно называют его Лешуконией - будто отдельной страной, затерянной в дремучих лесах. Чего стоит лишь то, что даже официальный сайт администрации района называется leshukonia.ru ! Еще два года назад, проезжая грунтовками вдоль Пинеги, я облизывался на этот таежный край архангельской земли. Пришла пора побывать и там.


В этой поездке появился и новый интерес забраться в самую глушь - фольклор я, все-таки, начал собирать, первые записи сделал как раз в Кимже, познакомившись с местным народным хором. В еще более далеких уголках наверняка живут еще более интересные носители песенного наследия севера :) .

>Северный извоз

Можно много говорить об автостопе на Русском Севере: о том, как отзывчивы здесь водители, об интересе местных жителей к вольным путешественникам, о дорогах, которых чаще нет, чем есть :) . И снова о вполне успешном автостопе даже на таких глухих дорожках. Но сейчас я попал в такой "медвежий угол", где автостоп, все-таки, является довольно условным явлением.

Читать и смотреть далее >>

@темы: Фото, Путешествия, Отчет о путешествии, 2016.07 - Архангельская область

21:33 

Русский север 2016: Мезень

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Отдохнув в Кимже, я был готов освоить ближайшие окрестности, и, поскольку, все-таки, изначально планировал побывать в Мезени, туда и отправился на следующий день. "Радиалку" до райцентра на расстояние в 60 км сложно назвать путешествием, вот и я потратил на нее всего полдня.

От Кимжи до переправы через Мезень около двух км, которые можно пройти по трассе, а можно срезать путь по старой дороге через лес. На крутом берегу, в начале этой дороги со стороны реки, стоит, наверное, самый красивый из обетных крестов в округе. Он и выглядит иначе: рядом повязано множество полотенец - так издавна в этих краях совмещается христианская вера и давние традиции. Там же лампадка со свечкой. Но удивительно другое: стоит зайти за оградку, и чувствуешь такую энергетику, что... это сложно передать. Очень сильное намоленное место, лишь несколько раз встречал такие.


Переправа через реку Мезень с недавнего времени осуществляется по понтонному мосту, хотя всего несколько лет назад здесь ходил паром, и перемещение на другой берег для автомобилистов влетало в копеечку. Я встал немного не доходя до моста, и стал ждать. Автостоп в таких местах - вещь довольно условная. Если о нем и слышали, то стопщиков практически никогда не видели. Кстати, маршрутный транспорт, который полностью состоит из частных перевозчиков, идущих из Архангельска, совсем не дешев, и доехать в ту же Мезень из Кимжи стоит несколько сотен рублей. С другой стороны, стоит только решиться открыться миру и поднять руку проезжающим машинам, и долго стоять здесь не придется - довезут, еще и всего хорошего пожелают. Доброта и готовность бескорыстно помочь - то, за что я люблю север. Проблема, пожалуй, только в том, что машин может быть меньше, чем одна в час, поэтому подождать придется.

***

Уже в Кимже я понял, что нигде в более крупных населенных пунктах не увижу такой самобытности и трогательной правдивости пасторальной жизни. Побывав в Мезени, я лишний раз убедился в этом. Районный центр - действительно центр, хоть и маленький. Сюда приезжают по делам и за продуктами из окрестных деревень. Типичный маленький уютный городок с деревянными многоквартирными домами, несколькими каменными, а также с частной застройкой. Как и в любом российском городе, здесь есть и центральное отопление, работающее от котельных на угле. Да, Мезень, одно из многих мест на Русском Севере, где газа еще нет, а крупнейшая приливная ГЭС, которую здесь когда-нибудь должны построить на благо всего края, все еще в далеком проекте. Берега Белого моря здесь примечательны одними из самых высоких приливов.

Читать и смотреть далее >>

@темы: 2016.07 - Архангельская область, Отчет о путешествии, Путешествия, Фото

19:25 

Русский север 2016: Кимжа

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Признаться, когда я только узнал, что мне предстоит вписываться не в городе, а в деревне, где "летует" Федор - тот самый кауч из Мезени, поначалу я немного расстроился. При всей любви к пасторальным видам уж очень я городской человек, ценящий такой же городской комфорт. Тогда, еще в Северодвинске, где я созванивался с Федором, я даже не предполагал, какой подарок делает мне судьба. Потому что Кимжа - она удивительная.


Без долгих слов и эпиграфов - это одно из тех редких мест, если не единственное в своем роде, в которых я уже успел побывать за свою жизнь, где настолько чувствуешь непередаваемую... целостность от того, что живешь. Здесь все настолько естественно и так... как и должно быть, что ты уже не хочешь ни города, ни его благ, и все готов променять на дымок над баней, охоту за рекой с трескучим снегом под лыжами, и сад с оравой детишек, в нем резвящихся.

Улицы деревни почти круглые сутки пусты, но это не от того, что здесь никто не живет: просто у каждого свое хозяйство, и если и выбираются на улицу жители, то не пустой утехи ради, а чаще на ту же реку, либо в лес. Кимжа-река издавна кормит тех, кто живет на ней, поэтому и сейчас здесь лодки едва ли не у каждого второго жителя.

На самом деле, в Кимже проживает всего около сотни человек. С наступлением лета - приезжают еще сотни три-четыре дачников и тех, кто когда-то переселился отсюда в город. Именно благодаря такой обособленности, деревня Кимжа и в XXI веке остается самобытным северным поморским поселением, каким была она и в начале XVII века, когда сюда пришли первые крестьяне и соорудили церковь и жилье себе рядом с ней.

На домах - исконных северных многостенках, где в двухэтажном пространстве помещается и вся семья, и запасы, и скотина, - ныне на домах этих висят спутниковые тарелки, а вдоль улицы протянуты провода с электричеством. Местами даже мобильный интернет ловится сейчас в этом затерянном в пространстве и времени уголке. Но вместе с тем, чего уже глупо было бы себя лишать в наше время, на каждом доме здесь крышу венчает конек; здесь в мельницах на окраине, кажется, еще недавно мололи муку; россыпью по деревне кресты - обетные, поклонные, а где-то и могильные. Порой видно их даже в соседнем дворе. На Мезени принято было хоронить своих родственников не на общем погосте, а на своем земельном наделе, как правило, недалеко от дома.

Читать и смотреть (+много всего) далее >>

@темы: 2016.07 - Архангельская область, Лето, Отчет о путешествии, Путешествия, Север, Фото

23:20 

Русский север 2016: Пинежский край, ч. 2

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Еще одним интересным местом, куда мы заехали, стала неприметная на карте деревня Красная горка, расположенная рядом все с тем же Голубинским разделом в Пинежском районе. Точка на зеленом полотне карты, символизирующем бескрайние леса, оказывается не просто маленьким северным поселением: дорога, ведущая в Красную горку (точнее будет сказать - на Красную), ответвляется от трассы и резко уходит вверх, так, что за пару минут на автомобиле взбираешься на сотню метров. Вот это уже настоящая гора в краю болот!


Неприметная ныне деревня, однако, издавна был известна, прежде всего, своим Красногорским Богородицким монастырем, основанным еще в начале XVII века. История началась, когда священник Мирон из соседней деревни Юрола по велению Игумена Варлаама перенес сюда из Кевроля образ Богородицы Владимирской, а позже и сам поселился в этом месте. Также с монастырем связана история иконы Грузинской Божьей Матери, выкупленной в 20-е годы XVII века у персов ярославским купцом Григорием Лыткиным, который позже собственноручно привез ее в дебри архангельских лесов.

В XIX веке Красногорский монастырь имел в своем составе три храма и был обнесен каменной стеной. Подворья его были открыты в Архангельске и даже в Петербурге, а икону Грузинской Божьей Матери каждый год возили в Архангельск.

Сейчас остатки храма, закрытого и разрушенного при коммунистическом режиме, пребывают в полной разрухе. Внутри чудом частично сохранились две фрески. Проемы окон заполняет собой панорама окрестной тайги, а над головой, если встать в центре развалин, кругом смыкается небо, ограниченное зияющей дырой разрушенной колокольни.

Вдоль разрушенных стен, по мокрым после дождя доскам, сквозь заросли иван-чая выходишь к обрыву, открывающему, наверное, один из самых величественных видов, что мне доводилось встретить на Русском Севере: долина Пинеги, докуда хватает глаз, с высоты больше сотни метров. Поздний северный закат, бескрайние леса и грозовое туманное небо с проступающими всполохами закатного зарева, прогнавшего недавнее ненастье. Величественность и спокойствие в одном месте и времени.

***

В преддверии белых сумерек мы отправились дальше. Дорогу, продолжающуюся за Пинегой-поселком, можно смело назвать легендарной - вся она проходит через одно большое болото, проект ее сооружения зародился почти две сотни лет назад, а, наконец, построили ее только в 2008 году! Вряд ли в ближайшие десятилетия ее выложат асфальтом, но и эта грунтовка стала теперь "дорогой жизни": всего десять лет назад до всех населенных пунктов, в которые я сейчас еду автостопом, можно было добраться только по воздуху.

Уже почти ночью мы остановились в единственном на все 200 км между Пинегой и Мезенью придорожном кафе возле деревни Чижгора. Здесь ныне останавливаются все маршрутные такси, идущие в Мезенский и Лешуконский районы, да и вообще практически все водители, отправившиеся в далекий путь. Рассказ об этих "возницах" еще впереди. Окрестности же Чижгоры показались мне едва ли ни северной идиллией: карстовые горы остались где-то позади, а здесь - единственная обжитая на многие десятки километров спокойная и величавая северная река Немнюга, вдоль которой растет просто сказочный лес. Густой вечерний воздух, деревянный сруб с мягким светом в окнах... Оказывается, в сказку не так уж сложно попасть, если не запрещать себе в нее верить.

Читать с смотреть (+20 фото) далее >>

@темы: 2016.07 - Архангельская область, Отчет о путешествии, Путешествия, Фото

19:37 

Русский север 2016: Пинежский край, ч. 1

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Итак, теперь все, как я люблю - впереди неизвестность лишь с небольшой долей определенности в виде вписки, где тебя ждут. Сама она также затеряна где-то в лесах, потому что кауч, к которому я поеду, на лето переезжает из города Мезени в маленькую деревню и живет в своем доме там.

Когда длинный северный летний день переваливает через свою середину, я отыскиваю автобус, идущий на другую сторону Архангельска и под все тем же низким пасмурным небом долго трясусь по пыльным индустриальным районам, чтобы оказаться, в конечном итоге, на выезде в сторону Мезени. Добрую половину пути туда едешь вдоль Северной Двины, а потом вдоль реки Пинеги - вплоть до одноименного поселка, откуда дорога поворачивает на север. Светлая река с мятными берегами пленила меня два года назад, когда я вдоль нее проехал в направлении республики Коми, теперь пришло время забраться еще севернее.

Недалеко от города по этой дороге находятся Малые Корелы - один из самых известных в России этнографических музеев-заповедников под открытым небом. Привезли кое-что туда и из Мезенского района. Но мы-то знаем, что на все "пятистенки", деревянные мельницы и церкви, сбитые без гвоздей, интереснее поглядеть воочию там, где они сохранились с момента своей постройки. Поэтому в путь: до Малых Корел ждать машину почти не приходится - в выходной многие едут в этно-деревню, много здесь московских номеров с традиционными почитателями Русского Севера за рулем. Уехать же, как водится, удается с местными жителями.

За Корелами стоит еще несколько достаточно крупных деревень, и, наконец, начинается почти необжитая тайга - впереди только Пинега, а за ней и Мезень, до каждой больше сотни км грунтовки без населенных пунктов. Интересно, что самобытные деревни в этом районе, все же, остались, но все они находятся на противоположном берегу реки от трассы.

***

Вечереет, и я в лучших традициях увлекательного автостопа стою на абсолютно пустом участке дороги; последний водитель свернул куда-то в лес на хутор, состоящий из пары домов...

Именно в такие моменты попадаются самые интересные люди, и мне вновь везет - в далекую Мезень из областного центра едут молодые парень с девушкой, и конечно, нам всем вместе будет ехать еще интереснее :) . Ребята действительно оказались очень классными, и мне вообще повезло, что остановились именно они: вряд ли бы я увидел столько в этот вечер, остановись мне какой-нибудь грузовик с продуктами. Мы несколько раз останавливались, а то и вовсе съезжали с маршрута, чтобы посмотреть что-нибудь интересное по пути. Оказалось также, что мне снова повезло на водителя, чья занятость связана с автомобилями. Этот - специалист по установке газового оборудования. А, значит, моя долгая консультация на тему автомобилей длиной во все это путешествие снова продолжилась. Как несложно догадаться, после этой беседы я еще больше уверился в том, что купленную машину надо как можно быстрее переводить на газ :) .

***

Самое интересное на этой трассе, пожалуй, это Голубинский карстовый раздел вблизи Пинеги, который знаменит своими пещерами. Зимой я здесь проезжал тогда же, когда и был в зимней Мезени, но кроме чрезвычайно холмистой и извилистой снежной трассы ничего не запомнил. Хотя... именно здесь я когда-то приобрел бесценный для автостопщика навык пития чая из термоса в жутко трясущемся и прямо-таки скачущем по холмам автомобиле :) .


Читать и смотреть далее >>

@темы: 2016.07 - Архангельская область, Отчет о путешествии, Путешествия, Фото

21:07 

Русский Север 2016: с запада на восток

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
Спалось прекрасной белой ночью, все же, не так сладко, как можно было бы представить. Накануне не очень удачно пообщался с крапивой, а в довершение и вставать нужно было уже в шесть утра, чтобы успеть собраться, позавтракать и уехать на утреннем поезде в цивилизацию.

С утра включили изморось и пасмурное небо. Когда читал отчеты других путешественников, уже слышал о подобной погоде в здешних местах, не избежал ее и я. Открытые платформы на этот раз пустовали: редкие пассажиры проделали обратный путь в том самом камбарском вагоне. В девять утра я оказался на окраине Северодвинска, возле уже знакомой станции Водогон.

Сонное утро воскресного дня под пасмурным приполярным небом не очень располагает к авантюрам. Наступил тот этап путешествия, когда основные планы выполнены, и ты выбираешь, куда двигаться дальше. Дремавшим мозгом я с одной стороны осознавал, что в Архангельской области еще куча интересных и дремучих мест, а с другой - и мозг, и тело просились куда-то в тепло, в уютный дом. В такие моменты, как ни странно, иногда даже тянет домой. К родителям. Мой личный дом всегда там, где я сам, но должно быть в жизни место и где-то вдали, где тебя любят и ждут. В принципе, и трасса - прямая М8 до Москвы - начинается прямо здесь, в Северодвинске, и до того дома всего двое суток пути. Но, все-таки, я не был готов так быстро проститься с севером. Когда весь год ждешь очередной встречи с ним, обидно поддаваться минутной слабости.

Несколько дней назад я совершенно случайно нашел через Каучсерфинг вписку... в Мезени - оттуда на сервисе был зарегистрирован всего один человек, и он ответил. Значит, есть шанс побывать летом и остановиться в этом отдаленном городе Архангельской губернии. Когда-то я почти случайно заехал туда зимой, но практически не видел ее.

Настроившись на волну совершенно беззатратных скитаний, и практически только что выйдя из леса, я совершенно не хотел пользоваться общественным транспортом, даже для того, чтобы хотя бы выбраться на федеральную трассу. Около полутора часов я безуспешно ловил редкие машины в этом безрадостном месте, однако, все-таки, был вынужден сменить позицию - как и местные - на маршрутке, которая вывезла меня в город, а позже и провезла через него. Еще около часа на новой позиции - теперь уже это была широкая автострада с нормальным движением - и я поймал машину до Архангельска. Честно говоря, автостоп в Северодвинске мне не понравился, хотя, наверное, в очередной раз дело было в собственном настрое. Иногда действительно стоит брать "рест" и отсиживаться где-нибудь в уютном месте.

Читать далее >>

@темы: Путешествия, Отчет о путешествии, 2016.07 - Архангельская область

15:14 

Кудемская УЖД: видео

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
15:12 

Русский Север 2016: Кудемская УЖД

Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
В Северодвинске я провел лишь один день. Кроме возможности хотя бы раз за лето побывать на море, здесь находится и одна из основных моих целей в этом путешествии - вторая по счету узкоколейная дорога, которые я начал исследовать в этом году.

Кудемская УЖД - одна из немногих сохранившихся в России "узкоколеек", являющаяся полноценно функционирующим пассажирским транспортом. Она соединяет станцию Водогон на окраине Северодвинска с поселком Белое озеро, отстоящим от города чуть более, чем на 30 км вглубь материка. В отличии от Авнюгской УЖД, где мы побывали всего неделю назад, здесь, при всей экзотичности виляющего среди тайги железнодорожного пути, не чувствуется той оторванности и дремучести, что окружает тебя, когда ты отправляешься из Авнюги в сторону Соезерской Пустыни.

Вдоль Кудемской узкоколейки на две трети ее протяженности стоят дачи жителей Северодвинска, до которых вдоль путей можно доехать на своем авто. Ближе к Белому озеру, все-таки, начинается настоящая тайга, но и здесь вдоль всего пути накатана тропка, по которой ездят на мотоцикле. Дрезина, в отличие от Авнюги, не является здесь единственным способом "эскейпа" из лесной чащи.

До станции из города ходит автобус, и, кажется, все местные в курсе, где нужно высаживаться, чтобы попасть на узкоколейку. Я прибыл к стоящему в перелеске локомотиву с вагонами за целый час до отправления, а пассажиры заполнили уже два вагона из четырех. Поскольку на том конце узкоколейки находится не глухая деревня, а дачный поселок, поток людей, особенно в преддверии выходных здесь намного больше. Грибники, садоводы, охотники; мужчины, женщины и дети :) .

Фотографам и путешественникам здесь тоже никто особо не удивляется - каким-то образом Кудемская УЖД попала... в список десяти самых красивых железных дорог мира по версии Forbes! Я мысленно представляю того журналиста, который колесил по миру в поисках интересных "железок", наверняка, впервые оказался на Русском Севере и также впервые увидел узкоколейную железную дорогу, идущую среди болот. Сложно не прийти в восторг! :) Хотя, возможно, все было совсем не так. Кудемская узкоколейка действительно идет среди живописной северной лесотундры, постепенно переходящей в тайгу. Хотелось бы проехать здесь еще и зимой. Я читал ту статью в Forbes, и, все же, не умаляя здешней красоты, на мой взгляд, в России стоило включить туда, как минимум, КБЖД, "Трассу храбрости" Абакан - Тайшет, или, наконец, БАМ!


...Тем временем, пора отправляться. На тепловозе, который повезет нас в лес, развевается... Веселый Роджер! Что ж, будет весело. Самое веселое, пожалуй, это две открытые платформы: никакой лишней безопасности - деревянные борта по пояс, скамьи по краям... вот, в принципе, и все. Зато в хорошую погоду здесь можно прокатиться с ветерком, что и делают местные жители, а с ними и я. Этим вечером с погодой нам повезло. Два оставшиеся вагона крытые, причем один из них - новехонькая модель специально для узкоколейных дорог, сделанный в Камбарке! Привет Удмуртии - нынешнему дому моему :) .

Природа здесь по сравнению с Авнюгской УЖД кажется менее суровой, несмотря на полярные широты - возможно, из-за теплой солнечной погоды; может, оттого, что по краям больше болот, и пейзаж просматривается далеко, в то время, как под Авнюгой вокруг глухая материковая тайга. Возможно, дело и в людях: здесь пассажиры не сидят в медитативной скованности, разглядывая бесконечную стену из берез и осин за окном: на платформе играют с собакой дети; мужчины, покуривая, болтают "за жизнь". Я в течение поездки шатаюсь по платформе с камерой, то снимая видео, то фотографируя, добавляю ситуации туристический колорит.

***

Поезд прибывает на станцию Белое озеро спустя полтора часа после отправления. Место кажется райским (во всяком случае, каким можно представить себе рай на севере): большое лесное озеро блестит в свете летнего вечернего солнца, по берегу расположились дачи, укутанные лоскутами из сосен, елей и осин. Локомотив замолкает, расходятся люди, и наступает та самая чудесная тишина, которую можно найти только вдали от цивилизации - когда каждый звук слышен за сотни метров. Возле какого-то дома стучат по дереву; где-то завелся мотоцикл; из леса, за километр до появления, слышно, как приближается дрезина - местные жители проезжают на них по несколько раз в час.

Прямо рядом со станцией - кладбище старой железнодорожной техники: вагоны, снегоочистители и даже поржавевший локомотив! На озере с разных его сторон мостки, далеко уходящие в воду - можно ловить рыбу, купаться или просто сидеть, свесив ноги, и думать, как здесь, все-таки, здорово :) .

Нагулявшись в окрестностях станции, и побродив вдоль Белого озера, я отправился на другое - то, что лежит подальше, и где еще спокойнее. Обратный поезд утром, и здесь не нужно спешить, как в Соезерье - можно провести вечер наедине с природой и переночевать на берегу. Берега болотистые, мошкара "доставляет", но репелленты и накомарник позволяют почувствовать себя хозяином положения :) . А там, где посуше, и, как ни странно, на самой воде комаров почти нет. Мостик здесь всего один, и в таком чистом и спокойном месте никак нельзя было отказать себе в удовольствии растянуться на его досках и несколько минут просто глазеть в небо, ощущать себя плывущим где-то между водой небесной и водой земной, которая сейчас в тридцати сантиметрах под тобой.


На болоте, впервые в этом году попалась уже поспевшая морошка - личный символ севера для меня. А потом настала белая ночь - и здесь она была именно такой, какой ее и представляешь, вспоминая лето на севере: с луной, туманом над водой, запахом хвои и светлым жидким небом над лесом, который в такие моменты кажется бесконечным.

Фото:

Смотреть далее большой фоторепортаж >>


Белая ночь









Возврат в цивилизацию

@темы: 2016.07 - Архангельская область, Лето, Отчет о путешествии, Путешествия, УЖД, Фото

главная